Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 02:48

Главная » 2021 » Апрель » 2 » А музы не молчали
23:02
А музы не молчали

С первых же дней войны вся страна перестроилась на военный лад. Надели солдатские шинели и музы. Вопреки старинному изречению: «Когда говорят пушки, музы молчат», музы не молчали, они вели в бой, они становились оружием, разящим врагов, они поднимали дух, вселяли надежду и веру в скорейшую победу

Сколько замечательных песен было создано за годы войны: «Священная война», «Темная ночь», «В землянке», «Соловьи» и много других. Эти песни вдохновляли и согревали солдатские сердца, скрашивали суровый военный быт, приближали победу.

Симфония, покорившая мир

В истории блокадного Ленинграда было событие, которое потрясло вес мир. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть, прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которая впоследствии стала называться Ленинградской. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении - это был настоящий подвиг, показывающий силу советского народа.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича (Ленинградская) - грандиозная по масштабу композиция, музыка, захватывающая дух, это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа советского народа.

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде.

Музы - на передовой

Многие, очень многие творческие деятели делились своими талантами с воинами, бесстрашно выезжали на передовую.

Ансамбль Леонида Утесова только за месяц гастролей на Калининском фронте дал 45 концертов по полной программе. Условия для выступления были трудными, приходилось по нескольку раз в день переезжать с места на место. Но никто не жаловался, все понимали - это надо бойцам, это надо для Победы.

А сколько таких ансамблей, концертных бригад, театральных трупп выступили перед бойцами в годы войны!

Военная поэзия

Стихи Константина Симонова, АлександраТвардовского, Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, Сурикова, Лебедева-Кумача и других советских поэтов солдаты переписывали между боев, заучивали их наизусть. Заучивали потому, что стихи были созвучны их душевному настрою, волновали сердца и вселяли веру в себя и в своих однополчан, а без такой веры переносить военное лихолетие было невозможно.

Как клятва звучали стихи замечательной поэтессы Анны Ахматовой:

Мы знаем, что ныне

лежит на весах

 И что совершается ныне.

Час мужества пробил

на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями

мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя,

русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым

тебя пронесем,

И внукам дадим,

и от плена спасем

Навеки!

Ольга Берггольц - блокадная муза Ленинграда

Блокада Ленинграда - это страшная трагическая рана Великой Отечественной войны, про которую трудно говорить и трудно вспоминать. В годы войны вся страна переживала неимоверные лишения, но на долю ленинградцев выпали самые тяжелые испытания.

В трудное для ленинградцев время находила для них нужные слова и помогала выживать и бороться замечательная поэтесса Ольга Берргольц.

Я говорю за всех, кто здесь погиб.

 В моих стихах глухие их шаги,

их вечное и жаркое дыханье.

Я говорю за всех,

кто здесь живет,

кто проходил огонь, и смерть,

и лед,

я говорю, как плоть твоя, народ,

по праву разделенного

страданья...

писала она в те годы.

Ольга Федоровна Берггольц для многих ленинградцев в страшные годы блокады стала поэтессой, олицетворяющей стойкость Ленинграда. Тысячи горожан во время блокады собирались возле репродукторов для того, чтобы услышать ее стихи. Ольга Берггольц стала музой людей, находившихся в блокадном городе. Многие исследователи ее творчества считают это чудом.

Каждый день строго по графику она приходила в студию, и в эфир летели ожидаемые блокадниками слова: «Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц». Каждый слушатель воспринимал как личное обращение такие строчки:

«Что может враг?

Разрушить и убить.

И только-то. А я могу любить…».

...Я буду сегодня

с тобой говорить,

товарищ и друг ленинградец,

о свете, который

над нами горит,

о нашей последней отраде.

Товарищ, нам горькие выпали дни,

грозят небывалые беды,

но мы не забыты с тобой,

не одни,

- и это уже победа.

После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время блокады и погибших в боях при защите города, были высечены именно ее слова:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане -

мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними

солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имён благородных мы здесь

перечислить не сможем,

Так их много

под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий

этим камням:

Никто не забыт

и ничто не забыто.

Знаменитая фраза из этого стихотворения «Никто не забыт и ничто не забыто» стала девизом послевоенной деятельности по увековечиванию подвига военного поколения, она высечена на многих мемориалах и памятниках, она звучит в сердцах всех граждан нашей страны.

Ведь я поэт…»

Татарский поэт Муса Джалиль работал корреспондентом в газете «Отвага», часто бывал в командировках на передовой, выполняя особые поручения командования, а также собирая необходимый материал для газеты.

Если выпадали поэту свободные минутки, он писал стихи. В самых сложных фронтовых буднях родились такие замечательные лирические произведения: «Смерть девушки» и «Слеза», «Прощай, моя умница» и «След».

Муса Джалиль говорил: «Я пока пишу фронтовую лирику. А большие вещи сделаю после нашей победы, если буду живой».

Красная ромашка

Луч поляну осветил

И ромашки разбудил:

Улыбнулись, потянулись,

Меж собой переглянулись.

Ветерок их приласкал,

Лепестки заколыхал,

Их заря умыла чистой

Свежею росой душистой.

Так качаются они,

Наслаждаются они.

Вдруг ромашки встрепенулись,

Все к подружке повернулись.

Эта девочка была

Не как все цветы бела:

Все ромашки, как ромашки,

Носят белые рубашки.

Все - как снег, она одна,

Словно кровь, была красна.

Вся поляна к ней теснилась:

- Почему ты изменилась?

- Где взяла ты этот цвет?

А подружка им в ответ:

- Вот какое вышло дело.

Ночью битва здесь кипела,

И плечо в плечо со мной

Тут лежал боец-герой.

Он с врагами стал сражаться,

Он один, а их пятнадцать.

Он их бил, не отступил,

Только утром ранен был.

Кровь из раны заструилась,

Я в крови его умылась.

Он ушел, его здесь нет -

Мне одной встречать рассвет.

И теперь, по нем горюя,

Как Чулпан-звезда горю я.

Тысячи благодарственных писем получали от солдат и офицеров замечательные поэты Константин Симонов за стихи «Жди меня» и Александр Твардовский за поэму «Василий Теркин».

«Уважаемый товарищ Твардовский!

Ваша поэма «Василий Теркин» стала событием в жизни нашей части. С нетерпением ожидают бойцы и командиры прибытие газеты с новыми главами Вашей поэмы. Теркин стал нашим любимцем. Ст. л-т Шматков.

«За долгие годы я получил многие сотни, если не тысячи писем и от тех, к кому вернулись, и от тех, к кому не вернулись», - вспоминал Константин Симонов.

Ко многим женщинам не вернулись мужья с той кровавой войны. Некоторые ждали всю жизнь, но так и не дождались.

Жди меня

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Кинопроектор не молчал

Все четыре года войны не прекращали работу театры, художники писали картины, яркие сатирические плакаты, композиторы сочиняли новые музыкальные произведения, киностудии выпускали новые кинофильмы. В годы войны были сняты фильмы «Кутузов», «Радуга», «Два бойца» и другие.

18 декабря 1944 года Черчиль смотрел подаренный ему Сталиным художественный фильм «Кутузов». Свои впечатления от картины он изложил в ответном послании 19 декабря.

Он писал: «...Я должен Вам сказать, что это один из самых блестящих фильмов, которые я когда-либо видел. Никогда еще борьба двух характеров не была показана с большей ясностью. Никогда еще кинокадры не запечатлевали более наглядно то, насколько важна преданность командиров и рядовых. Никогда еще русские солдаты и русский народ не были столь славно представлены британскому народу этим видом искусства. Никогда я не видел лучшего владения искусством съемки».

Другой фильм «Радуга» показали в годы войны дипломатическому корпусу. После просмотра к режиссеру фильма Марку Донскому подошел американский посол в Москве Эверал Гарриман. «Ваша картина потрясла меня, - сказал он. - Вы не станете возражать, если мы покажем ее президенту Рузвельту и американскому народу?»

«Радуга» отправилась в Америку. Через некоторое время пришла телеграмма от президента Рузвельта:

«Дорогой господин Донской! В воскресенье в Белом доме смотрели присланный из России фильм «Радуга»… Она будет показана американскому народу в подобающем ей величии... С благодарностью, Ваш Франклин Рузвельт».

Советские дипломаты, работавшие в США, рассказывали, что в кинотеатрах, где шла лента Донского, были устроены призывные пункты. «Радуга» производила такое сильное впечатление на людей, что американцы тут же записывались добровольцами на фронт. Американцы присудили «Радуге» «Оскара».

Военные корреспонденты

О подвиге наших писателей-военных корреспондентов надо сказать особо.

Писатель Аркадий Гайдар попал в окружение. Он сумел уйти к партизанам. Сражался с партизанами и погиб в бою. Погребен на берегу Днепра. О нем писали его боевые друзья: «Это был человек беспримерной храбрости».

 Писатель Крымов, оказавшись в окружении, боролся до последней минуты. Его письмо жене сохранил украинский крестьянин. Письмо написано осенью 1941 года, полно верой в победу, и есть на этом письме кроме слов кровь писателя.

Во фронтовой печати работали Эдуард Долматовский, Михаил Шолохов, Илья Эренбург, Алексей Толстой... Да разве всех перечислишь.

Нельзя не вспомнить совместное стихотворение Константина Ваншенкина и Александра Твардовского, написанное уже после окончания войны.

Сквозь время - везде и всегда

Мучительно помним про это:

Пришла в 41-м беда

И лишь в 45-м Победа».

Прошла война!

Прошла страда.

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Категория: История страны | Просмотров: 460 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика