Каждый родитель скажет, что для него самое важное - это счастье и благополучие его ребенка. Родители, на которых обрушилось известие о болезни новорожденного малыша, чувствуют себя растерянными и одинокими, словно пылинки в космосе. Именно для поддержки таких семей существуют реабилитационные центры. Один из них - это центр «Апрель», который продолжал работать во время пандемии и ни одного своего ребенка не оставил без внимания. Центр открылся в 2001 году и на протяжение всего этого времени им руководит Наталья Николаевна Трифонова
- Наталья Николаевна, как вы определяете, что ребенок нуждается в реабилитации и какую помощь вы оказываете больным малышам в своем центре?
- В здоровых детях будто вечный двигатель, им свойственно радоваться, смеяться, прыгать, бегать, скакать, играть. С каждым днем они все больше и больше познают наш необъятный мир. Однако такое поведение свойственно не всем детям.
У ребят с особенностями развития, такими как детский церебральный паралич (ДЦП), нарушения центральной нервной системы (ЦНС), аутизм, синдром Дауна, синдром Ретта, зачастую выполнение с виду самых обычных, повседневных действий вызывает серьезные трудности.
Наш Реабилитационный центр «Апрель» - это как раз то место, где оказывают помощь детям и подросткам с особенностями развития, а также их семьям.
Я убеждена, что ребенок с ограниченными возможностями может развиваться и жить в обществе так же, как и другие дети. Эти убеждения я стараюсь донести до членов семей, которые обращаются в центр за помощью.
Это такие же дети, которые смогут ходить в детский сад или в школу, также петь, танцевать и веселиться. Да, с ними надо работать, но для того наш центр и существует, чтобы помогать родителям с развитием ребенка. У ребенка нарушения речи? Мы поможем ему заговорить или подобрать другой, альтернативный способ коммуникации. Ребенок не умеет ползать? Мы найдем способ повысить его физическую активность.
- Наталья Николаевна, пожалуйста, расскажите более подробно про ваш реабилитационный центр, в чем его уникальность?
- Уникальность в том, что мы работаем как с новорожденными детками, так и с подростками до 18 лет. В реабилитационном центре имеется более 40 кабинетов для занятий с детьми. Это кабинеты для традиционных занятий, массажа, ЛФК и физиотерапии. Есть комнаты для занятий по сенсорной интеграции, нейрокоррекции, мануального праксиса, томатис-терапии, то есть слуховым тренировкам, которые направлены на улучшение акустического восприятия, кабинеты с интерактивными тренажерами и другие.
Для детей с нарушениями коммуникации мы приобрели специальные коммуникативные планшеты и кнопки. Так, неговорящий ребенок получает способ выразить свои желания, а родители - возможность понять, что хочет их ребенок.
Когда работаешь с такими детьми, ты вынужден владеть знаниями из разных областей наук, видеть и чувствовать тонкости в развитии ребенка. Не всегда специалист, попадающий к нам в центр, сразу обладает таким опытом. Этому нужно учиться. В центре сложилась команда высококвалифицированных специалистов. Мы уделяем большое внимание обучению, повышению квалификации педагогов. Я и сама тоже получила дополнительное образование, училась на практического психолога и логопеда в Москве.
Мы всегда стараемся быть в курсе новых методик в работе с детьми с нарушениями, посещаем семинары мировых специалистов, обмениваемся опытом с коллегами из Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга и других регионов нашей страны.
- Как ваш центр функционировал во время самоизоляции?
- Времена были не из легких, но центр «Апрель» не переставал работать ни на минуту. Когда в мире все вокруг нас закрылось, наша работа сразу же перешла в онлайн-формат. На нас лежит большая ответственность, поэтому терять время было нельзя. Мы каждый день в своих группах в социальных сетях размещали видео-уроки от наших специалистов с советами по развитию детей в период самоизоляции. Пользу от, казалось бы, простых заданий отметили как родители, так и педагоги. Также проводились индивидуальные и групповые дистанционные занятия с детьми.
- Планируете ли вы сохранить дистанционный формат занятий?
- Скорее всего нет, чем да. Возможно, кто-то скажет, что это, может быть, удобно, но не в постоянном формате работы с такими детьми. Есть единичные семьи, которые уже давно занимаются, и которым нужен всего лишь маленький «толчок», консультация, подсказка для того, чтобы они могли дальше идти правильным путем. Но основная масса - это семьи, где дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, которые не могут обойтись без регулярного непосредственного сопровождения специалистов.
А для лучшего результата в развитии важен в первую очередь прямой контакт ребенка со специалистом и семьей, а также возможность использования специализированного оборудования.
Поэтому в дальнейшем мы не собираемся проводить основную работу дистанционно. Детям необходим контакт с внешним миром. Так как у них очень много энергии которую необходимо направлять в нужное русло, а именно на умственное, физическое и психологическое развитие, в чем и заключается работа специалистов реабилитационного центра «Апрель».
Беседовала Анастасия ДУПЛЯКОВА
|