Минздрав России разработал порядок выписки рецептов на незарегистрированные в России лекарства. Речь идет о диазепаме, фенобарбитале, медозаламе в тех формах, в которых лекарства не производятся в России, а также о препарате, известном под торговым названием фризиум для больных эпилепсией. Проект изменений, которые планируется внести в приказ о порядке назначения лекарственных препаратов, опубликован на портале проектов нормативных правовых актов
В минувшую пятницу министр здравоохранения пообещала, что производителя освободят от повторных клинических исследований, которые необходимы по российским законам в том случае, если препарат иностранный. Это вторая хорошая новость с начала месяца для семей, где есть дети, страдающих хроническими заболеваниями с болевыми и судорожными синдромами.
Чуть раньше Дмитрий Медведев распорядился выделить из резервного фонда 26,1 миллиона рублей минпромторгу для подведомственного ему Московского эндокринного завода на закупку, ввоз и доставку незарегистрированных в России психотропных препаратов.
Решение о том, нужен ли пациенту незарегистрированный препарат, будет принимать медицинский консилиум. Созывать такие консилиумы получат право «федеральные специализированные медицинские организации», учреждения Российской академии медицинских наук или «субъекта Российской Федерации, в котором оказывается медицинская помощь конкретному пациенту, при отсутствии альтернативного метода лечения».
В проекте приказа минздрава отмечается, что рецепты на такие препараты для людей, нуждающихся в длительном лечении, будут действительны до 180 дней.
Медведев сообщил, что в России также до 2023 года будет решена задача по налаживанию выпуска всех форм необходимых лекарств.
В случае официальных поставок сильнодействующий лекарственный препарат фризиум будет обходиться по цене в 20 рублей за таблетку вместо 150 рублей у перекупщиков, а диазепам в микроклизмах - по 175 рублей за одну штуку вместо 1,5 тыс.
Российское правительство планирует закупить десять тысяч упаковок психотропных лекарств для детей у зарубежных производителей. В секретариате вице-премьера Татьяны Голиковой уточнили, что препараты будут распределяться в регионы на склады, а оттуда - в поликлиники, где будут выдаваться пациентам бесплатно. А ранее сообщили, что потребность в этих препаратах - не менее десяти тысяч упаковок.
Первая закупка будет проведена из расчета на год (за это время планируется начать производство части препаратов на Московском эндокринном заводе), ориентировочный срок поставки дистрибьютером - третья декада октября.
Проблема с подобными лекарствами получила огромный резонанс после того, как история Елены Боголюбовой, матери тяжелобольного ребенка, задержанной из-за покупки для него противосудорожного препарата фризиум, вновь привлекла внимание к уже обсуждавшейся, но так и не решенной проблеме: как быть, если жизненно необходимое лекарство не зарегистрировано в России, и внесено при этом в списки подлежащих особому контролю.
«Этот случай не единичный, - пояснила общественный деятель, учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера», член центрального штаба Общероссийского народного фронта Анна Федермессер. - У нас есть реестр, который собирали после прошлогоднего ареста и случая с мамой другого ребенка, ее зовут Екатерина Коннова. Она тогда передавала другой маме оставшийся у нее диазепам. После этого случая Лида Мониава, директор фонда «Дом с маяком» стала собирать независимый реестр, и мы вносили в него информацию обо всех, кто нуждается в таких препаратах. Это только те, кто прочитал нас на фейсбуке, кто пришел оставить сведения - это более 14 тысяч человек. Сейчас мы говорим только про мам неизлечимо больных детей. А есть еще взрослые люди, страдающие эпилепсией и эписиндромом».
По предварительным расчетам, всего в России более 20 тысяч пациентов могут нуждаться в неинъекционных формах подобных препаратов, отметила эксперт.
Понятно, что какая-то часть из них так или иначе участвует в нелегальном обороте этих лекарств, к которому относится и их контрабанда из-за рубежа, и передача друг другу, даже без получения прибыли.
К сожалению или к счастью, (потому что все-таки как-то родители умудряются это делать), в семье неизлечимо больного ребенка (при этом везде в стране), как правило, есть тот или иной незарегистрированный препарат. Все мамы в этом задействованы, потому что они понимают, что для детей лучше. И практически никто из них не знал, что эти лекарства психотропные и их приобретение может караться лишением свободы от 4 до 8 лет.
По сути, сегодняшнее федеральное законодательство толкает людей на совершение уголовного преступления.
Как говорится, социально значимая проблема возникла давно, но услышали в правительстве родителей больных детей только сейчас. И достаточно оперативно, начали проблему решать.
Мы надеемся, что родителям детей-инвалидов больше не придется покупать необходимые импортные лекарственные препараты нелегально, потому что теперь в этом не будет необходимости.
Людмила ИВАНОВА
|