Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите

Меню сайта

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре

На правах рекламы

Блог автора

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.02.2018, 00:27

Главная » 2016 » Октябрь » 21 » Бюджет - социальный...
11:49
Бюджет - социальный...

Кабинет министров одобрил проект бюджета на ближайшие три года, который должен быть внесен в Государственную думу до 28 октября

Подготовка документа далась кабмину нелегко. Правительству снова пришлось исходить из продолжения санкций и ответных мер на весь трехлетний период. 
Впрочем, как бы ни складывалась для России внешнеэкономическая обстановка, бюджет останется социально ориентированным. Глава правительства Дмитрий Медведев пообещал, что все обязательства перед гражданами будут выполнены в полном объеме. И не только напрямую - через зарплаты и социальные выплаты, но и косвенно - через те проекты, которые ведутся в рамках госпрограмм. Федеральный центр намерен оказывать всестороннюю финансовую поддержку внебюджетным фондам, чтобы и пенсионеры, и многодетные семьи, и все, кто нуждается в помощи, получали ее вовремя в необходимых объемах.
 Один из наиболее острых вопросов нового бюджета - пенсии, которые правительство обещает проиндексировать в феврале в полном объеме по итогам накопленной инфляции за 2016 год. Мотивация очевидна: цены продолжают расти, и особенно остро это ощущают люди с невысокими доходами, в том числе пенсионеры. Не откажется кабмин и от единовременной выплаты пенсионерам пяти тысяч рублей в январе следующего года.
Пенсионная система - это одна из самых крупных статей расходов нашей бюджетной системы. В прошлом году было потрачено на пенсии 7 триллионов рублей, это почти 9 процентов ВВП. Причем на выплату пенсий идет почти четверть всех расходов государства (включая федеральный бюджет, региональные, а также социальные фонды).
Долгое время это была самая быстрорастущая статья расходов. С 2006 по 2015 годы она выросла в реальном выражении на 86 процентов, тогда как ВВП увеличился лишь на 17 процентов.
Сейчас Россия тратит на пенсии больше, чем в среднем развитые страны, если считать это в процентах ВВП. Несмотря на это, вряд ли пенсионеры считают свои пенсии удовлетворительными. Соотношение пенсия/зарплата у нас ниже, чем в большинстве других стран. Получается, мы тратим больше, а результат хуже, но даже этот результат государству очень трудно поддерживать.
При растущих ценах на нефть мы решали все проблемы простыми методами: выделяли все больше денег. Понятно, что дальше так двигаться уже не получится, ведь денег становится меньше, а не больше.
Но большинство предложений в этой сфере, будь то повышение пенсионного возраста или ограничение выплат работающим пенсионерам, подвергаются резкой критике. Аргументация разная, начиная от того, что у нас социальное государство, и кончая тем, что пенсионеры заработали свои пенсии и правительство не вправе их трогать. 
Но сейчас все громче и чаще раздаются голоса. утверждающие другие приоритеты. Аргумент, что у нас социальное государство, не очень конкретен, поэтому непонятно, что в нем позволяется, а что нет. В любом случае даже в самом что ни на есть социальном государстве не может весь бюджет тратиться только на пенсии. А если мы сейчас не будем реформировать пенсионную систему, то приблизимся к такому состоянию, - говорят одни эксперты.
Другие добавляют, что о том, что заработали пенсионеры, можно было бы говорить, если бы они сами вносили взносы. Сейчас это не так, за работников взносы платят работодатели, но даже эти взносы покрывают чуть больше половины всех пенсионных выплат. Остальное выплачивается за счет налогов с бизнеса, граждан, с нефтегазового сектора.
Третьи указывают, что на самом деле путаница представлений возникает оттого, что пенсии сочетают две функции - собственно социальную, то есть борьбу с бедностью, и страховую, нацеленную на то, чтобы в течение жизни человек мог более или менее равномерно поддерживать свои доходы, чтобы после выхода на пенсию не происходило резкого падения уровня жизни. В большинстве стран пенсии разделены на две части, решающие эти две разные задачи. Так было и у нас с 2002 по 2009 годы, когда выделялись базовая часть пенсии, равная для всех и нацеленная на решение социальных задач, и страховая, выравнивавшая уровень жизни и зависевшая от стажа и зарплаты.
Нужно восстановить базовую часть пенсий, но использовать ее по-новому - по принципу нуждаемости. Например, не платить ее работающим пенсионерам, которые получают зарплату выше средней. Они точно не бедные, - вторят им другие эксперты.
Статистика показывает, что у работающих пенсионеров душевой доход в полтора раза выше, чем в среднем у россиян, а у неработающих примерно в два раза ниже среднего. Неправильно не делать различия между ними. Какой смысл оказывать социальную поддержку людям с доходами выше среднего? Лучше увеличить пенсии действительно нуждающимся - неработающим, особенно пенсионерам-инвалидам.
Пенсионный возраст все-таки придется повышать, вступают в полемику четвертые экперты. Отрадный рост продолжительности жизни оборачивается большой проблемой для пенсионной системы. При этом молодые люди начинают работать все позже, поскольку они все больше стремятся к получению высшего образования. Эта проблема возникает абсолютно во всех уголках мира. Там, где соотношение пенсий к зарплатам высокое, типичный возраст выхода на покой 65 лет для мужчин и для женщин, а в некоторых странах он повышен до 67 лет.
Кроме того, в развитых странах, на которые нам хотелось бы равняться, платят большие взносы сами работники и их работодатели. Скажем, во Франции базовая ставка социальных взносов составляет 42 процента для работодателей и 14 для работников, в Германии 19 и 20 процентов соответственно, в Италии 32 и 9. У нас суммарные взносы составляют 30 процентов, при этом Россия чуть ли не единственная страна, где работники вообще не делают отчислений в социальные фонды. Иначе говоря, высокие пенсии даром не даются - они держатся на трех китах: учете нуждаемости, повышении пенсионного возраста и высоких взносах.
Судя по этим разговорам, нашей пенсионной системе снова  угрожают реформы и различного рода изменения.
А может быть, стоит повнимательнее посмотреть на дорогостоящие проекты и понять, что при кризисе можно быть и поскромнее, не обязательно закладывать грандиозные, амбициозные, как сейчас принято говорить, проекты.Тогда, глядишь, и на зарплаты хватит, а значит, и на пенсии.
Людмила ИВАНОВА

Категория: Передовица | Просмотров: 111 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2018
Яндекс.Метрика