Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре

На правах рекламы

Блог автора

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 16.12.2018, 01:55

Главная » 2013 » Август » 9 » Чтобы контролировать власть
12:19
Чтобы контролировать власть
Дефицит информации о деятельности власти ощущают не только граждане, но и сама власть. Признанием, что такой дефицит существует, стал разработанный правительством единый стандарт открытости для министерств и ведомств. В  ближайшее  время итоговый вариант этого документа будет вынесен на общественное обсуждение, а к сентябрю его должен утвердить Дмитрий Медведев
 Для придания власти большей открытости предлагаются, например, следующие инструменты: взаимодействие с общественными советами и экспертами, работа со СМИ, обращениями граждан и соцсетями, публичная декларация и отчетность, антикоррупционная экспертиза, информация на сайте. Референтные группы оценят степень прозрачности правительственных структур.
Вообще-то право «свободно искать» информацию закреплено Конституцией, а обязанность органов власти эту информацию предоставлять прописана в законе о СМИ. Кроме того, действует Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Согласно этому закону гражданам гарантируется право: получать информацию о деятельности органов власти; не обосновывать необходимость ее получения; обжаловать действия (или бездействие) чиновников, нарушивших право на доступ к информации, и требовать возмещения вреда, вызванного этим нарушением. 
В свою очередь, органы власти и должностные лица обязаны: обеспечивать предоставление достоверной информации в достаточном объеме с соблюдением установленных сроков и условий; изымать из предоставляемой информации сведения, доступ к которым ограничен; создавать организационно-технические и другие условия, необходимые для реализации права на доступ к информации; учитывать расходы, связанные с обеспечением доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности при планировании своего бюджетного финансирования. Должностные лица, нарушившие порядок доступа к информации, несут дисциплинарную, административную и гражданскую ответственность.
Но если бы реальная практика всюду и всегда находилась в согласии с Основным и другими законами, в дополнительных мерах не было бы нужды. По данным ВЦИОМ, 81 процент населения не представляет, чем занимается правительство и министры, а 42 процента считают, что за год у правительства не было ни одного достижения.
К тому, чтобы сделать власть более открытой, Россию подталкивает и такое обстоятельство: страна поражена коррупцией, которая является следствием непрозрачности и бесконтрольности государственных органов. Ведь если сегодня мы вскроем, к примеру, «черный ящик» госзаказов, то убедимся, что тендер отсутствует, услуги и товары предоставляются с гигантским превышением среднерыночных расценок. Так почему бы данные о размещении тех или иных заказов не публиковать? Коммерческой тайны они не составляют.
Острая информационная недостаточность - застарелая болезнь российской власти. Кто-кто, а журналисты знают, что, например, судебный произвол выражается не только в нарушении процессуальных норм, вынесении необоснованных решений, но и в запрете присутствовать на процессе, делать записи, вести фото- и телесъемку. По закону такое право предоставляется всем, но судья, руководствуясь принципом «целесообразности», может запросто объявить процесс закрытым. Все это приводит к двояким последствиям: с одной стороны - полный информационный вакуум, с другой - безбрежный простор для слухов, домыслов, всевозможных «экспертных оценок», основанных невесть на чем.
Правда, нельзя не отметить, что некоторые СМИ наглядно демонстрируют, сколь рискованно прибегать к их услугам. Однако, тут нельзя уповать на одну лишь прессу. Ведь если информация о деятельности власти идет только через газеты, радио, телевидение, то эту информацию легко ограничить или же вовсе перекрыть. Не говоря уж о том, что ею можно манипулировать. Так что расширение возможности граждан получать информацию непосредственно, напрямую из правительственных структур будет встречено обществом одобрительно.
Между прочим, российский закон предусматривает и такую форму информирования граждан, как присутствие их на заседании коллегиальных органов, как это практикуется в развитых демократиях. В Германии, Великобритании, США, других странах граждане могут посещать заседания законодательных собраний, там никто этому не препятствует. Думается, и у нас нет причин ограничивать присутствие граждан на заседаниях представительных органов власти. Лишь бы сами граждане испытывали потребность в получении информации о том, как работает власть. В Калининградской области был принят закон об информационной открытости местной власти, но за несколько лет его существования воспользовались правом на информацию очень мало людей.
Примечательно, что в процедуре получения информации, прописанной в законе, многое отдается на усмотрение лиц, обязанных ее предоставлять. То есть ведомство само решает, какую информацию давать, а какую - нет.
Но с введением единого стандарта открытости в работе государственных органов полностью ликвидировать дефицит прозрачности не удастся. Готовность чиновников делиться информацией пока, прямо скажем, невысока. Но свободный доступ к сведениям, не составляющим государственной тайны, - лучшая профилактика слухов, домыслов, всяческих спекуляций. А для власти - надежный способ уберечь общество от недостоверной информации о своей деятельности.
Людмила ИВАНОВА
Категория: Передовица | Просмотров: 2244 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2018
Яндекс.Метрика