ФАС пытается запретить врачам отдавать предпочтение дорогим
лекарствам
Выписывая больному рецепт с назначением, врач должен
указывать международное непатентованное наименование (МНН) препарата, то есть
фактически действующее вещество, без упоминания торговой марки. Такую поправку
предлагает ФАС внести в законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации».
Причем одновременно с такой выпиской врач должен
информировать пациента обо всех лекарствах-аналогах, соответствующих
выписанному МНН.
К примеру, вместо привычного аспирина в рецепте надо
указывать «ацетилсалициловая кислота» и просветить пациента обо всех
разновидностях этого лекарства.
В ФАС считают, что таким образом врач не сможет «навязывать»
пациентам дорогие лекарства избранных фармкомпаний, а пациент сможет выбрать
препарат подешевле. Например, разновидности всем известной но-шпы (МНН -
дротаверин) продаются от 6 до 70 рублей за упаковку.
Это - лишь одно из положений подготовленного ФАС доклада о
развитии конкуренции на российском фармацевтическом рынке. В антимонопольном
ведомстве выделили четыре ключевых проблемы, мешающих добросовестной
конкуренции.
Во-первых, у нас нет понятия взаимозаменяемости лекарств,
поэтому при организации госзакупок, при составлении заявок на лекарства, у
чиновников есть возможности под тем или иным предлогом «отсекать» некоторых
производителей от участия в торгах. В результате закупаются более дорогие
лекарства при наличии на рынке доступных аналогов.
Второе препятствие - некорректное взаимодействие
фармкомпаний с врачебным сообществом и должностными лицами. В результате выбор
тех или иных препаратов при составлении заявок на госзакупку зачастую связан с
маркетинговой активностью компаний-производителей. Так что далеко не всегда
результаты торгов оптимальны и с точки зрения бюджетных трат и нужд конкретных
пациентов.
В-третьих, ФАС возражает против использования всевозможных
перечней лекарств. Речь о перечне жизненно важных и необходимых лекарственных
препаратов. Есть свои перечни и для любой из многочисленных госпрограмм -
противотуберкулезной, противодиабетической и т.д. Такой отбор препаратов из
всего спектра, присутствующего на рынке, также приводит к дискриминации
отдельных фармпроизводителей.
Наконец, в-четвертых, конкуренции мешают эксклюзивные
соглашения фармпроизводителей и дистрибьюторов. Например, поставляя
инновационные препараты, не имеющие еще аналогов на рынке, фармкомпании нередко
пользуются услугами одного-единственного поставщика, необоснованно отсекая от
сотрудничества других дистрибьюторов.
|