В 2017 году казанский лицей №78 «Фарватер» выиграл грант Министерства образования РФ «Инновации в школьном технологическом образовании»
В рамках этого проекта был открыт Центр технико-технологического творчества, занятия в котором организованы по трем направлениям: робототехника, судомоделирование и художественное оформление подарков.
На выделенный по гранту миллион рублей плюс 500 тысяч из республиканского бюджета и 500 тысяч собственных денег лицея было отремонтировано небольшое здание, находившееся во дворе школы, где разместились кружки по судомоделированию и художественному оформлению подарков. Там есть все, что нужно: комнаты для занятий, раздевалка, умывальник, туалет. Таким образом, к уже имеющимся в лицее кружкам добавилось еще три.
По глубокому убеждению директора лицея Альфии Гусмановны Урманчеевой, после окончания основных занятий школа не должна замирать, надо, чтобы до позднего вечера в ней кипела жизнь, чтобы дети не были предоставлены самим себе, а и после уроков занимались интересным и нужным делом.
В 2011 году, когда Альфия Гусмановна была назначена директором лицея №78, она первым делом изучила социальные особенности микрорайона и выяснила, что в нем проживает много неблагополучных семей. Тогда было решено не только открыть множество бесплатных кружков, но и создать кадетские классы, а вместе с ними еще и математические, гуманитарные, общеобразовательные и коррекционные для детей с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Сегодня, например, кадеты кроме школьных секций, дважды в неделю ездят в бассейн «Касатка». Вместе с инструктором школьники учатся стрельбе в тире, занимаются рукопашным боем, имеют высокую спортивную и строевую подготовку. Все записаны в музыкальную школу №13 и на бальные танцы.
Дети с инвалидностью занимаются в филиале музыкальной школы № 14, которая находится в реабилитационном центре «Солнечный», и кроме реабилитационных занятий могут выбрать для посещения любой кружок в лицее, а теперь еще заняться робототехникой в Центре технико-технологического творчества. Эти занятия будут им особенно полезны, так как помогут в развитии мелкой моторики рук. С другой стороны, подобная практика, возможно, сподвигнет кого-то из ребят в будущем сделать детское увлечение своей профессией.
Урманчеева призналась, что когда ее назначали директором, предупредили: «Вы идете работать в самую добрую школу». «Добрая школа, почему добрая? - подумала я», - вспоминает Альфия Гусмановная. А когда начала работать поняла, что это действительно так. «У нас в школе особая аура доброты, у нас даже хулиганы добрые», говорит она. - А все потому, что рядом с обычными детьми у нас вот уже на протяжении 10 лет учатся дети-инвалиды. И, главное, они многого достигают. Это ж какой пример для наших здоровых детей!».
Для школы инклюзивное образование это не но-хау, не открытие, а ее нормальное функционирование. Из 1236 учеников лицея 138 - это дети с инвалидностью. В 2007 году в связи с приведением в соответствие с требованиями федерального и республиканского законодательства в сфере образования и соцзащиты, касающихся статей, устанавливающих разграничение полномочий и компетенций в сфере образования и соцзащиты, более ста воспитанников РЦ «Солнечный» были переведены в лицей№78. По этому закону соцзащита должна была заниматься реабилитацией, а образование - образованием. Реабилитационный центр не имел лицензии на образовательную деятельность.
Это был первый реабилитационный центр, в котором детей с достаточно тяжелой инвалидностью стали еще и обучать. Были созданы замечательные программы, где образование и реабилитация в тандеме приносили потрясающие результаты.
«Мы вместе с юристами провели всю необходимую работу и получили лицензию на право ведения образовательной деятельности и по общеобразовательным и коррекционным программам, - рассказывает Альфия Гусмановна. С РЦ «Солнечный» у нас договор аренды (мы там арендуем 11 классов) для того, чтобы детей обучать внутри реабилитационного центра».
Но у родителей детей-инвалидов есть выбор. Они могут выразить желание, чтобы их дети с первого класса учились вместе со здоровыми детьми. Могут решить, что их дети будут учиться до 9 класса в коррекционных классах лицея при РЦ «Солнечный». А на внеурочные мероприятия приходить в лицей. Дети с тяжелой инвалидностью могут обучаться на дому, а в школу приезжать только на общешкольные мероприятия и на некоторые уроки.
Задачей педагогов было научить детей правильно взаимодействовать между собой. «Не жалей, не помогай и не рассматривай!» - правило, которого в лицее придерживаются и ученики, и учителя, и родители. Помогать нужно только тогда, когда о помощи попросят.
Школьный психолог ведет постоянную работу и с детьми, и с родителями. Родителей настраивают на то, чтобы они научили своих детей обходиться без их помощи. Все педагоги в лицее имеют специальное коррекционное образование.
Кроме того, лицей является федеральной стажировочной площадкой по инновационному развитию, мы обучаем всю Россию тому, как работать с детьми-инвалидами. К нам приезжают за опытом, и наши педагоги выезжают в регионы, читают лекции по инклюзивному образованию.
Ирина СИБИРЯКОВ
|