Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите

Меню сайта

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре

На правах рекламы

Блог автора

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.10.2017, 11:36

Главная » 2017 » Август » 4 » Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Соблюдение и защита прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства
16:18
Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Соблюдение и защита прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства

На сегодняшний день проблемы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) в России - один из важнейших вопросов, ведь именно эта сфера является показателем развитости как отдельного региона, так и страны в целом.
Указанная тематика в последние годы занимает одно из ведущих мест в структуре обращений граждан к Уполномоченному по правам человека Российской Федерации (далее - Уполномоченный). Обращения касаются аварийного и ветхого состояния жилых домов, износа коммунальной инфраструктуры, непрекращающегося роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, упущений в деятельности управляющих компаний, отсутствия должного контроля за их работой.
Проблемы состояния и развития жилищно-коммунального хозяйства являются одними из наиболее острых, поскольку касаются каждодневной жизни подавляющего большинства населения.
Непонимание гражданами происходящих изменений в указанной сфере, введение дополнительных требований, влекущих повышение финансовой нагрузки, при сохранении ненадлежащего качества предоставляемых услуг, закономерно вызывают их оправданную тревогу за свое материальное состояние и, как следствие, социальную напряженность.
Жители всех субъектов Российской Федерации сообщают об идентичных нарушениях их прав и законных интересов в области жилищно-коммунального хозяйства, что свидетельствует о наличии системных проблем в указанной сфере, которые не решены по настоящее время.
Целью доклада является информирование федеральных и региональных органов государственной власти о трудностях, с которыми сталкиваются граждане при реализации своих прав в названной социальной сфере, внесение на основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики предложений по совершенствованию правового регулирования соответствующих правоотношений и административных процедур.
В 2016 году отмечалась общая тенденция роста количества жалоб граждан на предполагаемые нарушения их прав и законных интересов в жилищной сфере, в особенности по вопросам ЖКХ.
Из числа поступивших Уполномоченному в минувшем году 42 549 обращений жалобы по проблемам соблюдения жилищных прав граждан составили 7183 (17%); теме ЖКХ посвящено почти каждое четвертое обращение.
Преимущественно поступали жалобы на начисление оплаты за жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ), на повышение финансовой нагрузки из-за увеличения тарифов на электроэнергию и водоснабжение, качество предоставляемых коммунальных услуг, расселение из аварийного жилищного фонда, отказ в текущем и капитальном ремонте многоквартирных домов, работу управляющих компаний.
Лидирующую тройку наиболее острых проблем ЖКХ составляют вопросы, связанные с непрозрачностью платежей за жилищные и коммунальные услуги, с высоким уровнем тарифов, предъявлением завышенных счетов за ЖКУ и низким качеством услуг.
Больше всего жалоб касалось несовершенства системы платежей, непрозрачного порядка составления квитанций, непонятных перерасчетов и дополнительных сборов, особенно остро стоит проблема начислений за отопление, являющееся самой затратной статьей расходов.
Актуальными являются вопросы, связанные с расселением из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, вопросы финансирования, сроков проведения, размера взноса, отсутствия информации о региональных программах проведения капитального ремонта многоквартирных домов, вопросы, связанные с деятельностью управляющих компаний, качеством предоставляемых ЖКУ.
Изучение структуры преступности показывает, что все большее распространение в названном сегменте экономики получают хищения руководителями и сотрудниками управляющих компаний, ТСЖ и МУП денежных средств, внесенных в качестве оплаты за потребленные энергоресурсы. 
У

частились случаи криминальных банкротств таких организаций. По-прежнему имеют место посягательства на средства, выделенные на нужды ЖКХ из бюджетов различных уровней, зачастую сопряженные с нарушениями служебных полномочий должностными лицами органов власти. 
Управление 
многоквартирными домами
Анализ итогов рассмотрения обращений граждан показывает, что значительная часть жалоб, касающихся вопросов эксплуатации жилищного фонда, его ремонта и обслуживания, а также начисления платы за услуги ЖКХ, вызвана низкой правовой грамотностью населения в вопросах избрания способа управления многоквартирными домами и контроля над этой деятельностью.
За многие годы у населения сложился стойкий стереотип, что достаточно своевременно производить оплату услуг ЖКХ, а вопросы управления домом должно решать «государство» и нести ответственность за все недочеты.
Стоит ли удивляться, что поступает много обращений с вопросом «на что идут наши деньги, если мы годами вынуждены проживать в давно не ремонтировавшихся домах, пить ржавую воду, а на все обращения приходят длинные разъяснения с перечислением множества малопонятных статей законов».
Осуществляя функцию правового просвещения, Уполномоченный вынужден объяснять гражданам, что именно от их активной позиции во многом зависит решение вопросов управления домом, его обслуживания и ремонта.
С сожалением приходится признать, что пока степень участия собственников жилья в процессах управления домами и решения возникающих вопросов недостаточно высока.
Необходимо понимать, что целью проводимой в настоящее время реформы отрасли в первую очередь являются формирование ответственного отношения собственников к жилищному фонду, их вовлечение в происходящие процессы, развитие и популяризация форм самоуправления в ЖКХ.
Однако пока собственники жилья более чем пассивны и воспринимают текущую государственную политику в указанной сфере как перекладывание на жильцов решение проблемы содержания и ремонта жилья.
Между тем для эффективной реализации гражданами своих жилищных прав достаточно порой их активного участия в общих собраниях, согласованности в принимаемых решениях, своевременного реагирования на факты недобросовестной работы организаций и лиц, осуществляющих управление домом.
К  сожалению, как только выяснилось, что в сферу ЖКХ вовлечены большие финансовые средства, а граждане в большинстве своем разрозненны и не знают, как защитить свои законные интересы, появились управляющие компании, готовые незаконно обогатиться на этом поле деятельности, нарушая при этом их права.
В соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов пользования им и предоставление коммунальных услуг гражданам, в нем проживающим.
Введенная в 2015 году ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, а также надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме сократила и без того неширокий список лиц, желающих принять на обслуживание подобные жилые дома.
Плата за жилищно-коммунальные услуги
К Уполномоченному продолжают поступать многочисленные жалобы на необоснованное установление платы за предоставляемые услуги ЖКХ.Обращаясь с жалобами, наиболее часто граждане выдвигают аргументы о непонимании предъявляемых им для оплаты счетов, о сложности для восприятия механизма ценообразования или сообщают, что умышленно не оплачивают услуги, поскольку не устраивает их качество.
Действительно, основной проблемой, которая разделяется и правозащитниками, является отсутствие механизмов контроля за обоснованностью устанавливаемых тарифов за ЖКУ.
. Тарифы на один и тот же вид коммунального ресурса в одном и том же городе могут различаться в несколько раз. Раскрытие информации, которое должны осуществлять ресурсоснабжающие организации, происходит формально, потребителю невозможно разобраться, из чего складываются затраты. Точно так же в регионах страны существенно различаются нормативы на потребление различных коммунальных ресурсов.
В связи с этим представляется, что необходимо создание государственного механизма мониторинга тарифов различных поставщиков на одни и те же коммунальные ресурсы, проверки реальной обоснованности их установления, для чего требуется разработка соответствующих инструментария и критериев в зависимости от подлежащих учету факторов.
Недовольство граждан, особенно слабо социально защищенных, вызывает рост цен на услуги ЖКХ в условиях снижения жизненного уровня, что приводит к увеличению объема их задолженности за ЖКУ.
Нынешний уровень доходов большинства граждан, тем более инвалидов и пенсионеров, не сопоставим с тарифами на услуги ЖКХ. Коммунальные платежи превратились в непомерно тяжелую финансовую нагрузку для населения, ежегодное увеличение платы за коммунальные услуги, по мнению большинства потребителей, является неоправданно высоким.
Анализ рассмотренных жалоб позволяет констатировать, что нередко задолженность по оплате услуг жилищно-коммунального комплекса возникает у граждан, относящихся к льготной категории, имеющих право на меры социальной поддержки при оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Вместе с тем отмечаются случаи предоставления социальной субсидии с задержкой от нескольких дней до нескольких месяцев, в результате чего граждане не могут своевременно внести плату. Кроме того, с учетом постоянного роста тарифов на коммунальные услуги индексация указанной выплаты производится с опозданием.
Улучшить положение граждан, обладающих правом на меры социальной поддержки, наряду с обеспечением своевременности их получения, могло бы изменение размера федерального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе с 22 до 10-15 процентов.
Наблюдается и другая проблема существующей системы расчетов с ресур-соснабжающими организациями: если многоквартирный дом управляется товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо домом управляет жилищно-строительный кооператив (ЖСК), то ресурсосодержащие организации требуют 100-процентной предоплаты за предоставляемые услуги. Однако в любом многоквартирном доме есть граждане, которые имеют долги по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Таким образом, 100-процентную доплату ТСЖ или ЖСК произвести не могут, а стало быть, становятся должниками, после чего следует процедура банкротства.
Поступают сообщения о том, что в ряде субъектов Российской Федерации жильцам направляются уведомления о наличии фактически несуществующих задолженностей, либо они существенно завышаются, иногда поставщики дважды выставляют счета за одну и ту же потребленную коммунальную услугу, что впоследствии подтверждается соответствующими проверками.
Кроме того, в настоящее время Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации готовит законопроект, согласно которому установка приборов учета воды и электроэнергии будет переложена на ресурсоснабжающие организации, что позволит избавить потребителей от финансовой нагрузки по обслуживанию счетчиков.
Практика государственной защиты жилищных прав граждан свидетельствует, что в деятельности управляющих  организаций и поставщиков ресурсов нередко допускаются нарушения жилищного законодательства и в части правильного оформления платежных документов; 
(Окончание следует)
 

Категория: Факты. События. Комментарии | Просмотров: 110 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2017
Яндекс.Метрика