Недавно вернулись из экспедиции участники Марша Памяти «Здесь погибли мои земляки» Казанского городского глуба воинской славы и из отряда «Авангард» Казанского автотранспортного техникума. Марш Памяти проходил через города Волгоград, Ставрополь, Краснодар, Тамань, Керчь, Новороссийск. И главной задачей его участников было посещение братских могил уроженцев Татарии, погибших в годы Великой Отечественной войны, а также сверка списков с местными архивами
Члены отряда «Авангард» побывали на Мамаевом кургане, на новом кладбище, где после каждой поисковой экспедиции появляются новые имена на плитах. Удалось установить по архивам, что на территории Волгоградской области только сыновей и дочерей Татарстана захоронено более 7700 человек. К сожалению, далеко не все они увековечены по месту гибели. Их списки переданы в Музей-панораму Сталинградской битвы.
В Ставрополе казанцы посетили могилы тех, кто погиб при освобождении города и умер от ран в госпиталях. Среди них было 68 татарстанцев. Их имена переданы в Ставропольский областной военкомат.
В Краснодаре участники Марша Памяти сверили фамилии 1225 погибших земляков с надписями на плитах центрального воинского захоронения, все уточнения передали в краевую поисковую организацию.
Но больше всего открытий хранителями Памяти сделано в Керчи. В первый день казанцы сверили списки 180 земляков, погибших в боях за этот крымский город, на братском кладбище на ул. Самойленко. Догадываясь, что это не единственное захоронение, казанцы встретились с местными поисковиками под руководством одного из самых опытных искателей СНГ, ныне начальника архивного отдела Керченского городского совета Татьяны Ильиничны Сафиной. Хозяева показали казанцам места, где проводятся поисковые экспедиции - район Тебечикской береговой батареи. Участники марша посетили и братские могилы защитников «Огненной земли» Эльтигена.
Гостям из Татарстана сразу бросилась в глаза фамилия на мраморной плите братской могилы участников морского десанта - «Заглиуллин». Автор этих срок выразил сомнение, что погибший мог носить именно такую фамилию. Тогда Т.Сафина вспомнила, что эту надпись удалось прочитать на котелке, найденном рядом с останками погибшего. Выяснилось, что погибшего возможно звали «З.Аглиуллин». Это ближе к истине. В списках Музея-мемориала Великой Отечественной войны Национального музея Татарстана трое пропавших без вести - с такими инициалами. Кстати, судя по этой базе данных, в боях за Крым с 1941 по 1944 год погибло около тысячи уроженцев Татарии. 18 из них - в печально известных Аджимушкайских каменоломнях. Именно здесь казанцы сделали самые ценные находки всего марша Памяти.
Спустившись в каменоломни в 50 метрах от главного Мемориала, где начинается экскурсионный маршрут, поисковики из Татарстана встретили явные признаки незахороненных останков солдат. По всей пещере валялись фрагменты солдатской обуви, амуниции, обрывки гимнастерок, топор, офицерская линейка, гильзы патронов и ПТР, медицинские склянки, индивидуальные пакеты, осколки тарелок и котелков, перочинный нож, фрагменты аккумуляторов рации. Никакого специального оборудования у казанцев не было, но здесь не надо было даже копать. Все лежало на поверхности, в полувековой пыли.
Осветив мобильником очередную находку, руководитель отряда «Авангард» Татьяна Рахманова подняла фрагменты подсумка, в котором чудом уцелела свернутая в несколько раз газета. На одной из страниц просматривалось изображение ордена Красной Звезды, а поверх текста - название газеты: «… звезда, № 278, …ноября 1943 года». Еще на одном фрагменте читался заголовок «Указ Президиума… о награждении…»
Остается только догадываться, почему именно этот номер «Красной Звезды» хранился в подсумке офицера (рядом была найдена пряжка с фрагментом офицерского ремня). Стоило пройти еще несколько шагов по каменоломням, как под ногами оказались фрагменты 16-миллиметровой кинопленки и металлический предмет, очень похожий на рукоятку какого-то прибора, возможно, кинокамеры.
Когда Татьяна Рахманова рассказала о своей находке Татьяне Сафиной из Керченского архива, та ахнула: «Вы, наверное, нашли следы киносъемочной группы Крымского фронта, которую возглавлял ваш земляк, уроженец Казани режиссер Владимир Сергеевич Митрофанов!»
Знаток истории обороны Крыма Т.Сафина рассказала поисковикам, что в Аджимушкайских каменоломнях были зарыты металлические коробки с непроявленной отснятой пленкой съемочной группы фронта. Эвакуироваться с полуострова приходилось в экстремальных условиях, поэтому решено было весь материал оставить в катакомбах партизанам.
Сам режиссер В.С. Митрофанов в Книге Памяти Татарстана считался пропавшим без вести. Т.Сафиной удалось найти в Центральном Архиве МО РФ список погибших и пропавших без вести работников Главного управления по производству хроникальных-документальных фильмов, входивших в фронтовые киногруппы - по состоянию на 10 июня 1942 года. В нем есть и Владимир Сергеевич Митрофанов, родившийся в Казани в 1906 году, кинорежиссер Тбилисской студии художественных фильмов, занимавший должность режиссера киногруппы Крымского фронта. В.С. Митрофанов до войны жил в Москве и работал в Центральной студии документальных фильмов. Судя по документам архива, он погиб при эвакуации из Керчи.
Но судя по тому, как происходила эвакуация, многие защитники Крыма предпочли остаться в каменоломнях Аджимушкая, чтобы продолжить борьбу уже в тылу врага. Известно, что в пещерах скрывались около 17 тысяч советских солдат и офицеров вместе с жителями окрестных сел. Судьба их трагична. Фашисты сначала «выкуривали» их из-под земли огнеметами, а потом пошли на нарушение Международной конвенции и применили против партизан отравляющие газы. «Вполне возможно, - предположила Татьяна Сафина, - что в этой пещере погиб и режиссер Митрофанов. А где-то рядом спрятаны коробки с кинопленкой группы Крымфронта.» На следующий день поисковики казанского «Авангарда» подготовились как следует, взяли с собой фонари и ножи. И самая ценная находка не заставила себя ждать - в 10 метрах от выхода из катакомб Татьяне Рахмановой удалось раскопать на глубине до 15 см останки погибшего человека. Рядом был фрагмент телефонной трубки.
Захоронив останки у стены каменоломен, поисковики зафиксировали это место и передали фото в архив Татьяне Сафиной.
Подробности размещены на сайте Музея-мемориала Kremnik.ru. А увидеть сами находки может каждый посетитель Музея-мемориала в Казанском Кремле.
Михаил ЧЕРЕПАНОВ, заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Национального музея РТ, член-корреспондент Академии военно-исторических наук
|