Инициативная группа жителей Казани в 2010 году в преддверии Международного дня инвалидов
начала реализацию социального проекта «Город без преград», который призван
помочь маломобильным гражданам - инвалидам, пожилым людям и семьям с маленькими
детьми. Инициаторами проекта стали преподаватели и студенты факультета
журналистики и социологии Казанского (Приволжского) федерального университета
(КФУ), озабоченные вопросами интеграции инвалидов в общество
и улучшения, в целом, городской среды
Как сообщил один из авторов проекта «Город без преград», преподаватель КФУ,
доктор социологических наук Искандэр Ясавеев, идея зародилась в ходе акции
инициативной группы с участием самих инвалидов, родителей с маленькими детьми в
колясках и даже велосипедистов.
«Тогда более 30 энтузиастов проехали по нескольким улицам
Казани, с трудом преодолевая почти 30-40-сантиметровые поребрики, ступеньки
необорудованных пандусами станций метро», - вспоминает Искандэр Ясавеев.
В пути участники собирали подписи горожан с обращением к
властям города с призывом сделать город доступным для инвалидов и создать в
столице Татарстана цивилизованное городское пространство без барьеров, которые
потом были переданы в мэрию.
Студенты - будущие социологи решили помочь инвалидам и
разработали интерактивную карту «Казань недоступная», разместив ее на сайте
одной из поисковых систем. На карте высвечены проблемные места для передвижения
людей на колясках и с колясками, и те, где эта проблема уже решена или решена
частично. Причем на карте высвечивается
фотография места и его описание, и это
поможет ему как-то скорректировать свой маршрут.
Недавно инициативная группа «Город без преград», в
которую вошли Александр Калашников,
Айзиля Хайретдинова, Ирина Кузнецова-Моренко, Наталья Чернова, София Калакова,
Искандэр Ясавеев, Айрат Калимуллин, Олеся Тимофеева, впервые с момента создания карты «Казань
недоступная» внесла в нее коррективы, которые свидетельствуют об изменении
ситуации с доступностью городской среды для инвалидов к лучшему.
Ряд красных меток, указывающих на полную неприспособленность
городских перекрестков для передвижения людей на колясках и с колясками, был
изменен на зеленые и желтые. В ходе недавней реконструкции улиц Кремлевская и
Баумана на всех перекрестках, за исключением перекрестков с улицей
Чернышевского, были обустроены пандусы, которые отвечают всем необходимым требованиям
(на перекрестке улиц Кремлевская и Чернышевского в нескольких местах были
сделаны пониженные бордюры, но их высота местами превышает установленный
минимум в 4 см и составляет от 6 до 14 см). По результатам этой проверки в
мэрию Казани было направлено открытое письмо.
Участники группы надеются, что изменения будут продолжены в
самое ближайшее время, поскольку по большому счету Казань по-прежнему является
городом, совершенно недоступным для передвижения инвалидов и представляющим
значительные трудности для передвижения родителей с детскими колясками, людей
пожилых и велосипедистов.
Еще один подпроект «Города без преград» - переоборудование
молочных кухонь пандусами и «внешними» окнами для выдачи продукции.
Члены инициативной группы считают, что ежедневный поход в
молочную кухню - стресс как для матери, так и для ребенка. Кухни не оборудованы
пандусами, и женщине приходится оставлять детскую коляску с ребенком на улице,
а самой бегом бежать за молочной продукцией, стоять в очереди, волнуясь за
ребенка, а тот может расплакаться, не видя маму. Это очень неудобно, да и
небезопасно.
Поэтому они предлагают оборудовать молочные кухни удобным,
широким (с учетом колясок для близнецов) внешним пандусом и двумя раздаточными
окошками, выходящими на улицу. По приблизительным расчетам, переоборудование
одной такой молочной кухни обойдется как минимум в 600 тысяч рублей. А пока из
25 молочных кухонь в Казани лишь в одной питание выдают в «уличном» окошке, но
чтобы добраться до него, все равно нужно подняться по ступенькам.
Татарстан, как известно, заявлен одним из пилотных регионов
по федеральной программе «Доступная среда на 2010-2015 гг.».
Результаты реализации федеральной программы будут
оцениваться по 12-ти индикаторам, в соответствии с которыми к 2015 году в 20 процентов
школ, училищ, вузов должна быть создана универсальная безбарьерная среда для
совместного обучения инвалидов и детей без нарушения развития; 25 процентов
парка подвижного состава городского транспорта должны быть оборудованы для
перевозки маломобильных групп населения; 10 процентов инвалидов должны быть
вовлечены в систематические занятия физической культурой и спортом; 30
процентов инвалидов должны быть обеспечены рабочими местами через службу
занятости, и многое другое.
Похоже, лед тронулся, и у многих инвалидов появилась надежда
на полноценную жизнь.
Людмила ИВАНОВА
|