На одном из заседаний Правительства России Владимир Путин
заявил о необходимости принятия стандартов раскрытия информации о
предоставляемых услугах управляющими жилищными компаниями (УЖК), которые
обслуживают многоквартирные жилые дома. И действительно, проблема доступности жителям информации об оказываемых
коммунальных услугах более чем перезрела
Механизм формирования цен в системе жилищно-коммунального хозяйства
всегда оставался тайной за семью печатями.Но если в советское время за эти
услуги плата была почти символической, то сегодня она порой составляет треть, а то и более половины семейного
бюджета. И семьи в таких случаях вынуждены обращаться за субсидиями в органы
соцзащиты. Поэтому цена этих услуг не может не волновать как граждан, так и
правительство. Но, похоже, что не только граждане, но и официальные органы,
занимающиеся регулированием тарифов, далеко не всегда могут понять, насколько
реально стоит та или иная услуга.
К решению этой проблемы приступили еще в начале года. 27
января Правительством Российской Федерации было принято постановление № 1140
«Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального
комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в
сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии». Хотя, сразу надо заметить,
что в документе помимо непосредственно теплоснабжения речь шла также о горячем и холодном водоснабжении,
водоотведении, а также утилизации твердых бытовых отходов.
И вот теперь Правительство РФ своим постановлением от 23
сентября 2010 г. №731 утвердило сам стандарт, следуя которому, управляющие
компании обязаны раскрывать информацию о
своей деятельности. Похоже, что приходит конец времени в сфере жилищно-коммунальных
услуг, когда было непонятно, за что мы платим.
Информация, которую предприятия ЖКХ обязаны доводить до
всеобщего сведения, должна распространяться через печатные средства массовой
информации, а также через официальные сайты сети Интернет. Кроме того, эту
информацию могут письменно запрашивать жильцы и получать на свой запрос в
течение 20-ти дней исчерпывающий ответ письмом или лично в руки. При этом в
письме в Управляющую компанию необходимо указать как именно вы хотите получить
ответ на свой запрос и не забыть указать свой адрес и ФИО. Можно обратиться в
УЖК и через электронную почту.
Согласно постановлению №731, управляющая организация обязана
раскрывать следующую информацию:
- общую информацию об управляющей организации, в том числе
ее реквизиты, почтовый адрес, адрес сайта, контактные телефоны, режим работы и
приемные часы сотрудников, а также перечень обслуживаемых домов;
- основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
управляющей организации (в части исполнения организацией договоров управления),
в том числен годовая бухгалтерская отчетность, включая баланс и приложения к
нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг и расходах по управлению
домом или домами;
- сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по
содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту
общего имущества в многоквартирном доме;
- сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту
общего имущества в многоквартирном доме;
- сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Контролирующий орган периодически, но не реже одного раза в
квартал, обязан проверять соответствие размещенной управляющими организациями в
сети Интернет информации. Порядок оформления указанных проверок устанавливается
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации.
Таким образом, собственники и жители многоквартирных домов
впервые получают практически полный доступ к ранее закрытой для них информации
о деятельности УЖК (ЖЭУ) по обслуживанию жилых домов.
Ирина СИБИРЯКОВА
|