На «круглом столе», прошедшем в формате видеомоста между Москвой и Нижним Новгородом, состоялось обсуждение проблемы детской компьютерной зависимости. А вскоре в Нижнем соберется Международный ИТ-форум, один день которого будет полностью посвящен детской безопасности и детскому здоровью в связи
с компьютеризацией общества
Врачи полагают, что два часа в сутки у компьютерного монитора
для ребенка - это норма. Ее превышение - признак детской компьютерной зависимости. По сути, это как наркологическая зависимость. И ею, по разным оценкам - точной статистики нет из-за того, что компьютерная зависимость не включена в список болезней ВОЗ, - страдают 5 процентов подростков России.
Проблема чрезмерного внимания и интереса детей к компьютерным технологиям - проблема известная. Даже сложно сказать, чему сегодня ребенок учится прежде - алфавиту или умению вбивать в строку браузера правильные адреса веб-сайтов. С одной стороны, Интернет - это окно в мир. С другой - источник проблем, пропускать которые опасно.
По мнению помощника министра здравоохранения РФ профессора Татьяны Клименко, участвовавшей в видеомосте, часы, проведенные ребенком в Интернете, - это нередко в будущем проблемы его социализации, изменение его личности, которые часто оказываются необратимыми. Они проявляются не сразу, и предупредить их проще, чем исправить.
- Сначала родители видят только огромное количество удобств от того, что ребенок дома, не общается с теми сверстниками, которые могут дурно на него повлиять, - пояснила Татьяна Клименко. - Это очень удобно. Но у ребенка не формируются навыки взаимоотношений, поведения в коллективе.
Конечно, Интернет - это огромные возможности. В семье, которая, к примеру, не в состоянии съездить в Париж, ребенок может виртуально посетить Лувр. Разве плохо? Или найдется ли родитель, который будет возражать против того, что его дочь или сын проводят время в онлайн-библиотеке? Растет новое поколение, и мы вынуждены его догонять и даже опережать в области современных технологий. Отказываться от них, считают наши эксперты, глупо, эти технологии могут приносить пользу в воспитании и образовании. Поэтому другого пути, кроме как стать навигатором этого процесса, просто не существует.
Конечно, необходим некий «фильтр»: вопрос ведь не столько в технологиях, сколько в содержании. Не всякую книжку родитель подсунет своему ребенку, так и не всякому занятию за компьютером следует давать зеленый свет, и не всякую страничку в Интернете разрешать загружать.
По мнению детского психотерапевта Льва Пережогина, проводить ребенку за компьютером два часа в сутки можно. В среднем это и есть тот баланс, который следует соблюдать, чтобы не допустить информационной перегрузки и риска психических заболеваний.
На практике в одном из двух случаев детской компьютерной зависимости причиной стало другое психологическое расстройство, которое не было диагностировано. И именно оно повлекло за собой пристрастие ребенка к компьютеру. Во втором случае показана терапия, которая, по сути, схожа с терапией по излечению от любой зависимости. 10-12 занятий, считает врач, достаточно, чтобы ребенку, по его словам, вернуться к нормальной жизни.
В связи с отмечающимся резким ростом количества детей, которые страдают от Интернет-зависимости, медики решили добавить ее в список психических расстройств, то есть теперь это самое настоящее заболевание. В этот диагноз будут также включены расстройства, связанные с зависимостью от смартфонов, также планшетных компьютеров. Ученые отмечают, что наиболее типичным признаком Интернет-зависимости, которая сродни наркомании, является все, что проявляется как абстинентный синдром, т.е. мучительные страдания, если насильно отлучить ребенка от компьютера.
Более того, медики и психологи отмечают, что эта зависимость в наибольшей степени проявляется у детей и подростков в связи с их несформировавшейся психикой. Частыми проявлениями этого расстройства являются агрессия, раздражение, признаки разочарования в случае, если дети не получают доступа к компьютеру. Более того, когда родители с пострадавшими детьми обращаются за медицинской помощью, у ребят отмечается очень сильное поражение нервной системы, а их состояние, как правило, крайне запущено и очень тяжело подвергается лечению.
Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проводил у компьютера все свое свободное время. Самовыражаться он должен не только в Интернете, но и рисуя, танцуя, катаясь на велосипеде, играя с друзьями. И, если ваши дети еще достаточно юны для независимой жизни, возьмите под контроль все, чем занимается ваш ребенок в Интернете - не стоит ругаться с ним, просто объясните, что вы хотите знать, чем он занят. И это вовсе не потому, что вы посягаете на его личную жизнь, а потому, что любите его и волнуетесь за него. Будьте другом для вашего ребенка, только тогда вы сможете оберегать его!
Объясните подростку, что интернет-пространство опасно тем, что здесь встречаются люди с нарушенной психикой, а потому не стоит выкладывать в общественный доступ свои личные адреса и телефоны - этим могут воспользоваться злоумышленники. Не стоит и общаться с кем попало и, тем более, договариваться о встречах.
Как говорили древние, времена меняются и мы меняемся вместе с ними. Нам, взрослым, приходится приспосабливаться, учиться новому. Мы, конечно, не должны отставать от своих детей и внуков. Но родительскую любовь не заменит никакой компьютер. Помните об этом.
Людмила ИВАНОВА
|