Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 24.04.2024, 19:39

Главная » 2014 » Февраль » 28 » Иванов оказался не прав
11:42
Иванов оказался не прав
С завидной активностью в последнее время граждане Татарстана, нуждающиеся в мерах социальной поддержки, защищают свои права. И не где-нибудь, а, как и положено, в Конституционном суде республики. Вот и 28 января этого года Конституционный суд РТ разбирался в конституционности отдельных положений постановления Кабинета министров РТ№738 «О предоставлении целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в жилых помещениях, теплоснабжение которых осуществляется ОАО «Таттеплосбыт», поставляющим тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки на территории Республики Татарстан» (в редакции постановления КМ РТ от 19 ноября 2012 года №1013) 
 Субсидии на тепло гражданам республики, кого коснулся рост тарифов на тепловую энергию во время отмены перекрестного субсидирования, стали выплачивается с первого сентября 2012 года. 
Гражданину Д.А.Иванову субсидия на тепло тоже была назначена с 1 сентября 2012 года сроком на шесть месяцев, то есть по 1 марта 2013 года, согласно абзацу 4 пункта 2 постановления КМ РТ №738.
Иванов обратился в территориальный орган социальной защиты по вопросу переоформления субсидии 22 апреля 2013 года, полагая, что она ему будет назначена с 1 марта 2013 года. Однако субсидия заявителю была назначена с 1 мая 2013 года. 
На первый взгляд может показаться, что ситуация ясна: товарищ Иванов просто поздно подал документы на переоформление субсидии. На это указывает и ответ из Минтруда РТ, куда за разъяснениями обращался Иванов. Ответ гласит: «Поскольку гражданин Д.А.Иванов подал документы после 16 апреля 2013 года, в отношении него были применены положения, предусмотренные пунктом 44 постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», согласно которым при представлении документов с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.
Но сам же Иванов с этими объяснениями был категорически не согласен, поскольку руководствовался постановлением КМ РТ №738, в котором говорилось, что переоформить право получения целевой субсидии на новый срок можно в течение 3 последующих месяцев 2013 года (март, апрель, май) по графику без приостановления выплаты целевой субсидии до месяца обращения (абзац 5 п. 2).
Поскольку, по мнению Д.А.Иванова, он столкнулся с двумя порядками исчисления даты возобновления выплаты субсидии, то решил, что без помощи Конституционного суда РТ ему не обойтись. 
Д.А.Иванов просил Конституционный суд РТ признать положения абзацев 4 и 5 пункта 2, абзаца 3 пункта 5 постановления КМ РТ от 27 августа 2012 года № 738 не соответствующими статьям 13, 28 (ч.I и II), 29 (часть I), 54 (часть I) и 58 (часть II) Конституции РТ. 
Гражданин Д.А.Иванов также посчитал, что КМ РТ, принимая это постановление, превысил свои полномочия, установив собственный, отличный от федерального, порядок предоставления субсидий, согласно которому субсидию можно было переоформить не только в течение трех месяцев, но еще и следуя определенному графику приема граждан. 
Вот с соблюдением этого графика у Иванова как раз промашка-то и вышла.
Из ответа Минтруда РТ становится ясно, что гражданину Иванову  на основании утвержденного графика необходимо было подать документы для переоформления субсидии на новый срок 4 марта 2013 года. Однако он во внимание это не принял, и в назначенный срок переоформлять субсидию не пришел, посчитав, что согласно, постановлению КМ РТ от 27 августа 2012 года №738 сможет это сделать в течение 3 последующих месяцев 2013 года (март, апрель, май) без приостановления выплаты целевой субсидии до месяца обращения. А что касается графика приема, то Иванов в суде заявил, что он не знал, опубликован ли этот график.
По его мнению, установление специального графика приема граждан для переоформления права на получение целевой субсидии является введением РТ собственного порядка предоставления субсидии, что противоречит нормам федерального законодательства, в частности части 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ, и положениям статьи 29 (часть первая) Конституции Республики Татарстан. В связи с этим он полагает, что в Татарстане существуют два порядка исчисления даты начала выплаты целевой субсидии: один, который установлен постановлением КМ РТ от 27 августа 2012 года №738, и другой, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года №761. 
Подобная неопределенность в установлении даты начала выплаты указанной субсидии, по мнению Иванова, нарушает положения статьи 28 (часть первая) Конституции Республики Татарстан.
Но пока суд  да дело, срок действия абзацев 4 и 5 пункта 2 постановления КМ РТ №738 истек. Ивановым за это время не было представлено никаких доказательств о нарушении его конституционных прав в период действия правовых норм, указанных в этих абзацах, в связи с чем производство в этой части Конституционный суд прекратил.
Кроме этого, суд признал содержащиеся в абзаце 3 пункта 5 постановления КМ РТ от 27 августа 2012 года №738 положения рекомендательными и не носящими нормативного характера. Напомним, что они касались размещения в счетах-фактурах графика приема по переоформлению субсидий на тепло. Эту часть жалобы гражданина Иванова суд счел неподведомственной Конституционному суду РТ. В связи с чем, производство в этой части также прекратил. И решать вопрос о том, был ли заявитель надлежащим образом уведомлен о графике приема граждан для переоформления права получения целевой субсидии, не стал.
И так, суду осталось рассмотреть лишь конституционность абзаца 5 пункта 2 постановления КМ РТ от 27 августа 2012 года №738, согласно которому переоформление права получения целевой субсидии на новый срок осуществляется в течение 3 последующих месяцев 2013 года (март, апрель, май) по графику без приостановления выплаты целевой субсидии до месяца обращения.
Решая этот вопрос, конституционные судьи рассуждали следующим образом.
По своей правовой природе мера социальной поддержки в виде предоставления целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги не относится к обязательным видам социального обеспечения, является дополнительной мерой социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в жилых помещениях, теплоснабжение которых осуществляется ОАО «Таттеплосбыт». Финансирование расходов на выплату данной целевой субсидии осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете РТ на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 4 указанного Положения). Из этого следует, что рассматриваемая целевая субсидия не заменяет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные статьей 159 Жилищного кодекса РФ, и подлежит выплате дополнительно к указанным федеральным субсидиям.
Постановлением предусмотрено, что целевая субсидия предоставляется аналогично порядку, установленному Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
В соответствии с пунктом 44 указанных Правил при представлении заявления и других необходимых документов с 1-го по 15-е число субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).
Переоформление права получения целевой субсидии на новый срок осуществлялось, как это было предусмотрено оспариваемой нормой, в течение 3 месяцев 2013 года (март, апрель, май) по графику без приостановления выплаты целевой субсидии до месяца обращения. При этом порядок приема граждан для переоформления субсидии по графику был введен оспариваемой нормой в целях исключения образования очередей в территориальных органах социальной защиты и направлен на упорядочение работы с населением, для удобства граждан. 
Само по себе введение такого графика является организационной мерой, возможность установления которой предусмотрена Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Вводя дополнительную меру социальной поддержки - целевую субсидию на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, Татарстан вправе самостоятельно определить условия и порядок предоставления данной субсидии, категорию граждан, которым она предоставляется, методику ее расчета.
Следовательно, оспариваемая норма в период своего действия, вопреки утверждению Иванова, не устанавливала дублирующий федеральное правовое регулирование порядок исчисления даты начала выплаты целевой субсидии, а также не нарушала права и законные интересы граждан - получателей целевой субсидии, поскольку КМ РТ был вправе в развитие положений федерального законодательства предусмотреть дополнительные гарантии, процедуры, направленные на совершенствование условий и порядка предоставления указанной субсидии.
В связи с этим Конституционный суд РТ признал абзац пятый пункта 2 постановления Кабинета министров РТ от 27 августа 2012 года №738 «О предоставлении целевой субсидии на сглаживание роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в жилых помещениях, теплоснабжение которых осуществляется ОАО «Таттеплосбыт», поставляющим тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки на территории Республики Татарстан» (в редакции постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 19 ноября 2012 года №1013) в период его действия соответствовавшим Конституции Республики Татарстан.
Ирина СИБИРЯКОВА

Категория: Правовое просвещение | Просмотров: 2677 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика