Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 20:32

Главная » 2018 » Май » 4 » «Я ходил в разведку»
10:04
«Я ходил в разведку»

Своими детскими воспоминаниями о Великой Отечественной войне и о Победе с читателями «Выбора» решил поделиться Александр Александрович Носков, член ТРО ВОС, бывший учитель физкультуры, спортсмен-конькобежец и велогонщик, призер многочисленных соревнований. И сегодня, несмотря на свой почтенный возраст - 86 лет, Александр Александрович ведет активный образ жизни, занимается спортом, продолжает выступать на соревнованиях по конькобежному спорту и занимает призовые места

Я родился в городе Туле 15 февраля в 1932 году. Мой отец Александр Александрович Носков работал на знаменитом оружейном заводе, а мать Олимпиада Павловна была домохозяйкой - занималась воспитанием детей - кроме меня в семье еще была 2-летняя Алевтина. 
В школу я пошел в 1940 году, и до войны успел окончить только первый класс. Вскоре после начала войны начались бомбежки и осада Тулы. Каждый день, в определенное время немецкие самолеты летели на Москву, и те, которым не удалось сбросить там бомбы, «разгружались» над Тулой.
 Когда в октябре 1941 года вокруг Тулы сжималось кольцо вражеской блокады, было принято решение об эвакуации тульских оборонных предприятий. Все рабочие, в том числе и мой отец, занимались погрузкой станков - завод эвакуировали в Златоуст. Настал и наш черед эвакуироваться. Нас погрузили на подводы, но доехали мы только до села Денисово Лаптьевского района. Передвигаться дальше было невозможно, так как немцы пытались сомкнуть кольцо вокруг    Тулы и подошли совсем близко. Отец ушел в ополчение, а мы с мамой и сестренкой остались в селе Денисово.
Во время Тульской оборонительной операции, встретив решительный отпор со стороны защитников города, в конце октября - начале ноября немецко-фашистские войска начали действовать с флангов, чтобы замкнуть кольцо вокруг Тулы.
Немцы возобновили наступление, стремясь обойти Тулу с востока и продолжить наступление на Москву. Тула оказалась глубоко охваченной с востока. Однако наши солдаты нанесли контрудар по врагу и отбросили его в район Мордвеса.
Отступая, немецко-фашистские войска предприняли сильные атаки на Лаптевском направлении, дорога Мордвес - Лаптево оказалась перерезанной. Район был частично оккупирован с 23 ноября по 8 декабря 1941 года. Всю зиму немцы простояли в Ясной Поляне, хозяйничали в усадьбе Льва Толстого. 
В Денисово мы прожили в общей сложности два-три месяца - нас распределили по домам, и мы даже ходили в школу. 
Там произошел один случай, который мог стоить нам, мальчишкам, жизни. От деревни фронт находился примерно на расстоянии 4-х километров. Солдаты, которые были в деревне, послали меня и еще одного мальчишку, так сказать, в разведку - посмотреть, нет ли в лесу немцев. Мы взяли санки и пошли, якобы за хворостом. Походили, посмотрели, немцев не было, зато нашли ящик с крышкой. Я решил, что ящик сможет пригодиться в хозяйстве, мы привезли в деревню и показали солдатам. Оказалось, что это немецкая противотанковая мина. Нас отругали и велели больше никогда незнакомые предметы не трогать.
Вскоре началось контрнаступление. Через три дня нам разрешили вернуться домой, в Тулу. Дорога проходила прямо через поле сражения. Повсюду вперемешку были разбросаны тела погибших красноармейцев и немцев. Нам категорически запретили спускаться с подвод, так как было опасение, что поле заминировано. Глядя на все это, я окончательно понял, что такое война. 
Я знаю, что такое голод. Его мы испытали, когда Тула была в осаде. В моем понимании, голод -это спячка. Мы лежали дома на кроватях, не двигаясь, чтобы не растерять последние силы. По домам с санитарной командой ходил участковый и проверял, кто жив, а кто уже умер. Проверка происходила следующим образом: кожу на руке оттягивали, и если ткани не отходили, то человек считался живым.
Отец вернулся из ополчения домой инвалидом, во время обороны Тулы ему оторвало руку. 
Помню всеобщее ликование, когда, наконец, наступила долгожданная Победа. Наш многострадальный народ искренне радовался, стоя на сияющей вершине величайшей исторической Победы, к которой мы так долго и с такими жертвами шли. Благодаря ей, Победе, перед советским народом открылись солнечные перспективы будущего. Мы были полны небывалым счастьем и вместе с миллионами советских людей праздновали Победу.
На фото: А.А.Носков с женой Марией Яковлевной

Категория: О ветеранах войны | Просмотров: 768 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика