13 ноября весь цивилизованный мир отмечает Международный
день слепых. Почему человечество выбрало именно эту дату? Дело в том, что
13 ноября в далеком 1745 году родился известный французский педагог и
просветитель Валентин Гаюи, создавший в Париже и Петербурге несколько школ и
предприятий для людей, лишенных зрения. Он первым придумал специальный рельефно-линейный шрифт -
«унциал», по которому незрячие люди обучались вплоть до появления
шеститочечного шрифта Брайля
Что ощущает недавно ослепший человек и вмиг ставший беспомощным, зависимым
от окружающих, с какими проблемами сталкивается он в своей повседневной жизни?
Зрячим представить это очень сложно, даже если надеть на глаза черную повязку и
попытаться в течение нескольких минут делать свои обычные дела. Одеться,
умыться, позавтракать. Попробуйте и посмотрите, надолго ли хватит вашего
терпения для проведения такого
эксперимента.
Но
если свое домашнее пространство ослепшие люди осваивают достаточно быстро, то
любое, самое простое действие вне его, - переход улицы, покупки в магазинах,
посещение поликлиники, - становится серьезной проблемой. Именно об этом мы
беседуем с тифлопедагогом-реабилитологом Республиканского центра образования и
социальной реабилитации и профподготовки слепых и слабовидящих Евгением
Казанцевым.
Проблемы, настигающие людей, потерявших зрение в позднем
возрасте, хорошо известны Евгению Николаевичу - ему самому пришлось пройти
через все это.
«Зрячему человеку объяснить, кто такой незрячий, очень сложно.
Когда я мог видеть, я знать не знал, кто такие незрячие, - говорит Евгений
Николаевич. - Увидев как-то по телевизору известного слепого адвоката Эдуарда
Николаевича Иванова в суде, читающего уголовное дело, я решил понять, как он
это делает. Взял плоскопечатную книгу, обычную, не по Брайлю, и начал водить
пальцем по страницам. Да так ничего и не понял. Мне и невдомек было, что он по
Брайлю читал.
Сам я лишился зрения в 2004 году, - продолжает - Евгений. -
В обществе слепых состою с 2005 года. До этого окончил юридический институт МВД
России, работал в уголовном розыске, потом - юристом на разных предприятиях,
занимался гражданским правом. Решил открыть свой маленький бизнес - хозтовары,
продукты питания. Вот перенервничав, зрение и потерял. В результате стресса от
100-процентного зрения остался один процент».
Евгения направили на медико-социальную экспертизу и дали 1
группу инвалидности. Трудно даже
представить, каково было молодому человеку, который до этого метко стрелял из
пистолета и видел две самые мелкие строчки в таблице для проверки зрения, стать
ничего не видящим!
«Период в жизни был не из легких, - вспоминает Евгений, -
первое время я просто на стенку лез. Говорил себе: надо смириться, собраться и
дальше будет все нормально.
Сразу появилось много бытовых проблем. Например, возникли
вопросы: «А как кипяток теперь наливать? Как пожарить яичницу? Или, как чистить
картошку?»
И Казанцев не стал ждать, чтобы кто-то пришел его спасать, а
сам нашел телефон Республиканского
центра образования, социальной реабилитации и профподготовки слепых и
слабовидящих и позвонил.
Там на занятиях по домоводству и самообслуживанию он узнал,
что налить, чай в чашку очень просто. Чтобы не перелить через верх, надо
положить палец на край и им контролировать уровень воды. Узнал, что слепые сами
чистят картошку, но глазки не убирают - ничего страшного не случиться, если
сварить ее в таком виде.
В реабилитационном центре Евгений освоил предмет, который
называется «Основы пользования бытовой и тифлотехникой». Во время занятий его
учили пользоваться не только всеми бытовыми приборами, которые есть в любой
семье, но тифлотехникой, то есть техникой для слепых, которая позволяет
компенсировать дефекты зрения: магнитофоном для прослушивания говорящих книг,
говорящими часами и тонометром, опорной тростью.
С помощью трости его научили опознавать возможные опасности,
например, такие как открытые канализационные люки, наледи на асфальте и другие
препятствия. Узнавать по скоплению людей и характерным звукам тормозящего
автобуса остановки. Переходить дорогу на светофоре, ориентируясь на других
людей, пользоваться общественным транспортом. Евгений освоил необходимые
маршруты (квартира - место работы, квартира - продовольственный магазин и
другие), с помощью ориентиров, которыми для слепых и слабовидящих служат свет,
цвет, форма величина, запах и т.д. А еще научился читать и писать по Брайлю.
«Сейчас я готовлю сам, как и раньше,- продолжает
рассказывать Евгений.- Сложно было пожарить первую яичницу, но потом научился.
Раньше я видел, когда она готова, а сейчас определяю это по звуку, по времени,
либо пробую. В стиральной машине выучил кнопки, какие есть, и могу постирать.
Чайник со свистком оповещает меня о том, что закипела вода.
Раньше и весной, и осенью я в основном с тростью ходил. Но
после лечения в Кисловодском санатории стал видеть, что называется «с
подглядом», после этого трость в руки не беру, - говорит Евгений».
Для того чтобы читатель лучше понимал, что такое «видеть с
подглядом», поясним, что инвалиды 1 группы по зрению подразделяются на три
категории. Первая - тотальные слепые, для которых всегда - ночь. Вторая - «День
- ночь», как явствует из названия, они различают хотя бы черно-белые световые
тени. И третья, - «с подглядом», это счастливчики, которые более или менее
ориентируются в пространстве: видят проем двери, очертания человека.
«Я сам езжу на метро, - продолжает Евгений Николаевич,-
хожу, ориентируясь на рядом двигающегося человека, маршруты свои знаю».
Решилась и проблема с работой. Казанцев окончил курсы в
Академии социального образования и курсы по GPS-навигации в Москве и теперь
преподает основы компьютерной грамотности, ориентировку в пространстве и основы
пользования бытовой и тифлотехникой в том самом Республиканском центре
образования, социальной реабилитации и профподготовки слепых и слабовидящих, в
котором когда-то учился сам.
Филиалы центра есть по всей республике. По сведениям
директора центра Владимира Михайловича Алексеева, в этом году учениками их заведения
стали 213 человек, 70 из которых жители Казани. В штате реабилитационного
центра 35 преподавателей. Занятия проводятся индивидуально.
Не так давно в программе обучения появилось два новых
направления - это основы компьютерной грамотности и GPS-навигация для незрячих.
С появлением специальных программ речевого доступа к экрану компьютера перед
незрячими открылись новые горизонты. Теперь слепые могут работать
программистами, операторами персонального компьютера, диспетчерами,
секретарями, бухгалтерами и т.д.
Поэтому у Евгения всегда есть работа. Сейчас он обучает азам
компьютерной грамотности семь человек. Тот кто может, приезжает на занятия в
центр, к другим Казанцев едет давать уроки на дом. Сначала изучает с ними
клавиатуру, потом печать десятипальцевым методом, выход в Интернет. Научившись
общаться по Интернету с другими незрячими, ученики Евгения зачастую опережают
по знаниям уже самого учителя, заводят новых знакомых, изучают новые
компьютерные программы.
Что касается GPS-навигации, то ее можно сравнить с
навигацией для автомобилей. Только там электроника подсказывает нужную улицу
водителю автомобиля, а здесь - звуковое сопровождение помогает незрячему
человеку самостоятельно передвигаться по городу. Но для этого нужны специальные
говорящие телефоны - смартфоны. Стоимость такого телефона - целая пенсия.
«Почему бы не внести в список технических средств
реабилитации именно компьютеры и смартфоны. Это бы решило много проблем. Но
надо компьютер выдавать не всем, - рассуждает Евгений Николаевич.- Пусть
компьютер получат лишь те, кто обучился у нас, и кому он действительно
необходим».
Но слепым по индивидуальной программе реабилитации, в
основном, выдают трость, и тифлофлэшплеер для прослушивания говорящих книг. Это
трехпрограммный приемник, удобный для пожилых. Но молодым, по мнению Евгения Николаевича, надо
выдавать флэшстоки.
«Такая техника есть, и надо, чтобы ее выдавали. Компьютер
мог бы заменить многие вещи, с его помощью можно слушать книги, работать и общаться,- говорит
Казанцев.
В нашем центре основной целью является реабилитация
инвалидов, которые потеряли зрение, будучи уже взрослыми. У нас и вязание
преподают, и макраме. Представляете себе, слепой вяжет. - продолжает
рассказывать Евгений Николаевич.
Слепые и картины рисуют, и фотографируют. Вообще жизнь у нас
веселая. Мы пляшем и поем. Есть хоры русский и татарский. Незрячие играют в
шашки и шахматы, занимаются армрестлингом, пауэрлифтингом, туризмом, играют в
голбол, торбол. Слепые и палатки ставят, и на байдарках сплавляются. Одним
словом, живут полной жизнью».
Сейчас, когда реализуется программа «Доступная среда», я
спросила Казанцева, как это отразилось на жизни слепых.
«Главное, - сказал он,- что на нас обратили внимание. Все,
что делается по этой программе - это хорошо и правильно. Но мне хотелось, чтобы
выделенные средства были более
эффективно использованы для инвалидов по зрению. Сейчас в метро и других местах
кладут тактильную плитку. Она с разными рельефами: полосками, конусами,
точками. Каждый знак имеет свое значение: направляющее, предупреждающее.
Инвалиды по зрению пока не научились ей пользоваться и считают, что она больше
будет мешать, чем помогать. Я уж не говорю, что она не везде уложена правильно,
а зимой вообще работать не будет. Конечно, нам надо тоже работу провести, научить,
как этой тактильной плиткой пользоваться. Думаю, со временем привыкнем.
Но может быть, в первую очередь надо было привести в порядок
тротуары, чтобы они элементарно стали ровными. Ни для кого не секрет, что
дороги у нас все разбиты. Я и в ямы наступал, и в лужи по колено, и в сугробы,
так что мимо проходящие девчонки надо мной смеялись. Таких историй из жизни
каждый незрячий может рассказать много».
Посетовал Евгений Казанцев и на то, что очень тяжело слепым
садиться в автобус. Приходиться спрашивать у людей, какой номер. И хотя
существует соответствующее оборудование, позволяющее сделать автобус
«говорящим», но для этого у нас в республике денег нет.
«Недавно один из кондукторов мне вообще сказал: «Раз не
видишь, нечего на автобусе ездить, надо дома сидеть». Раньше были большие
таблички с номерами маршрутов крупными черными цифрами на желтом. Думаю,
сделать такие таблички - больших денег
не надо. Хорошо проездной есть. Благо это постановление о лимите в 30 поездок в
месяц отменили. Не дай Бог, чтобы ввели его когда-нибудь, потому что приходится
пересаживаться из одного автобуса в другой,- говорит Казанцев».
Похожая проблема и с поющими сфетофорами. Почему-то после 6
вечера их отключают. «Я вот, бывает, в 9 или даже в 11 часов вечера домой
возвращаюсь, - говорит Евгений. - Машины ездят, людей нет. 20 минут стоял, что
делать? Перекрестился и пошел».
И тут же предлагает провести такой эксперимент, как в
Челябинской области: пригласить чиновников, завязать им глаза и предложить
попробовать дорогу перейти, или в автобус сесть, может быть, тогда что-то
изменится.
«Но сам я не жалуюсь, в заключение разговора сказал
Казанцев, - я быстро адаптировался. Работа есть, пусть не высокооплачиваемая,
но все же прибавка к пенсии. Вот уже год, как я женат, квартиру по соципотеке
строим, скоро в Пятигорск в санаторий поедем. Не каждый зрячий так живет, как
живу я. Так что своей жизнью я доволен».
Ирина СИБИРЯКОВА
|