Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 16:43

Главная » 2012 » Ноябрь » 9 » «Я своей жизнью доволен»
11:26
«Я своей жизнью доволен»
13 ноября весь цивилизованный мир отмечает Международный день слепых. Почему человечество выбрало именно эту дату? Дело в том, что 13 ноября в далеком 1745 году родился известный французский педагог и просветитель Валентин Гаюи, создавший в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для людей, лишенных зрения. Он первым придумал специальный рельефно-линейный шрифт - «унциал», по которому незрячие люди обучались вплоть до появления шеститочечного шрифта Брайля
Что ощущает недавно ослепший человек и вмиг 
ставший беспомощным, зависимым от окружающих, с какими проблемами сталкивается он в своей повседневной жизни? Зрячим представить это очень сложно, даже если надеть на глаза черную повязку и попытаться в течение нескольких минут делать свои обычные дела. Одеться, умыться, позавтракать. Попробуйте и посмотрите, надолго ли хватит вашего терпения для проведения такого  эксперимента.
 Но если свое домашнее пространство ослепшие люди осваивают достаточно быстро, то любое, самое простое действие вне его, - переход улицы, покупки в магазинах, посещение поликлиники, - становится серьезной проблемой. Именно об этом мы беседуем с тифлопедагогом-реабилитологом Республиканского центра образования и социальной реабилитации и профподготовки слепых и слабовидящих Евгением Казанцевым.
Проблемы, настигающие людей, потерявших зрение в позднем возрасте, хорошо известны Евгению Николаевичу - ему самому пришлось пройти через все это.
«Зрячему человеку объяснить, кто такой незрячий, очень сложно. Когда я мог видеть, я знать не знал, кто такие незрячие, - говорит Евгений Николаевич. - Увидев как-то по телевизору известного слепого адвоката Эдуарда Николаевича Иванова в суде, читающего уголовное дело, я решил понять, как он это делает. Взял плоскопечатную книгу, обычную, не по Брайлю, и начал водить пальцем по страницам. Да так ничего и не понял. Мне и невдомек было, что он по Брайлю читал.
Сам я лишился зрения в 2004 году, - продолжает - Евгений. - В обществе слепых состою с 2005 года. До этого окончил юридический институт МВД России, работал в уголовном розыске, потом - юристом на разных предприятиях, занимался гражданским правом. Решил открыть свой маленький бизнес - хозтовары, продукты питания. Вот перенервничав, зрение и потерял. В результате стресса от 100-процентного зрения остался один процент».
Евгения направили на медико-социальную экспертизу и дали 1 группу инвалидности.  Трудно даже представить, каково было молодому человеку, который до этого метко стрелял из пистолета и видел две самые мелкие строчки в таблице для проверки зрения, стать ничего не видящим!
«Период в жизни был не из легких, - вспоминает Евгений, - первое время я просто на стенку лез. Говорил себе: надо смириться, собраться и дальше будет все нормально.
Сразу появилось много бытовых проблем. Например, возникли вопросы: «А как кипяток теперь наливать? Как пожарить яичницу? Или, как чистить картошку?»
И Казанцев не стал ждать, чтобы кто-то пришел его спасать, а сам нашел телефон   Республиканского центра образования, социальной реабилитации и профподготовки слепых и слабовидящих и позвонил.
Там на занятиях по домоводству и самообслуживанию он узнал, что налить, чай в чашку очень просто. Чтобы не перелить через верх, надо положить палец на край и им контролировать уровень воды. Узнал, что слепые сами чистят картошку, но глазки не убирают - ничего страшного не случиться, если сварить ее в таком виде.
В реабилитационном центре Евгений освоил предмет, который называется «Основы пользования бытовой и тифлотехникой». Во время занятий его учили пользоваться не только всеми бытовыми приборами, которые есть в любой семье, но тифлотехникой, то есть техникой для слепых, которая позволяет компенсировать дефекты зрения: магнитофоном для прослушивания говорящих книг, говорящими часами и тонометром, опорной тростью.
С помощью трости его научили опознавать возможные опасности, например, такие как открытые канализационные люки, наледи на асфальте и другие препятствия. Узнавать по скоплению людей и характерным звукам тормозящего автобуса остановки. Переходить дорогу на светофоре, ориентируясь на других людей, пользоваться общественным транспортом. Евгений освоил необходимые маршруты (квартира - место работы, квартира - продовольственный магазин и другие), с помощью ориентиров, которыми для слепых и слабовидящих служат свет, цвет, форма величина, запах и т.д. А еще научился читать и писать по Брайлю.
«Сейчас я готовлю сам, как и раньше,- продолжает рассказывать Евгений.- Сложно было пожарить первую яичницу, но потом научился. Раньше я видел, когда она готова, а сейчас определяю это по звуку, по времени, либо пробую. В стиральной машине выучил кнопки, какие есть, и могу постирать. Чайник со свистком оповещает меня о том, что закипела вода.
Раньше и весной, и осенью я в основном с тростью ходил. Но после лечения в Кисловодском санатории стал видеть, что называется «с подглядом», после этого трость в руки не беру, - говорит Евгений».
Для того чтобы читатель лучше понимал, что такое «видеть с подглядом», поясним, что инвалиды 1 группы по зрению подразделяются на три категории. Первая - тотальные слепые, для которых всегда - ночь. Вторая - «День - ночь», как явствует из названия, они различают хотя бы черно-белые световые тени. И третья, - «с подглядом», это счастливчики, которые более или менее ориентируются в пространстве: видят проем двери, очертания человека.
«Я сам езжу на метро, - продолжает Евгений Николаевич,- хожу, ориентируясь на рядом двигающегося человека, маршруты свои знаю».
Решилась и проблема с работой. Казанцев окончил курсы в Академии социального образования и курсы по GPS-навигации в Москве и теперь преподает основы компьютерной грамотности, ориентировку в пространстве и основы пользования бытовой и тифлотехникой в том самом Республиканском центре образования, социальной реабилитации и профподготовки слепых и слабовидящих, в котором когда-то учился сам.
Филиалы центра есть по всей республике. По сведениям директора центра Владимира Михайловича Алексеева, в этом году учениками их заведения стали 213 человек, 70 из которых жители Казани. В штате реабилитационного центра 35 преподавателей. Занятия проводятся индивидуально.
Не так давно в программе обучения появилось два новых направления - это основы компьютерной грамотности и GPS-навигация для незрячих. С появлением специальных программ речевого доступа к экрану компьютера перед незрячими открылись новые горизонты. Теперь слепые могут работать программистами, операторами персонального компьютера, диспетчерами, секретарями, бухгалтерами и т.д.
Поэтому у Евгения всегда есть работа. Сейчас он обучает азам компьютерной грамотности семь человек. Тот кто может, приезжает на занятия в центр, к другим Казанцев едет давать уроки на дом. Сначала изучает с ними клавиатуру, потом печать десятипальцевым методом, выход в Интернет. Научившись общаться по Интернету с другими незрячими, ученики Евгения зачастую опережают по знаниям уже самого учителя, заводят новых знакомых, изучают новые компьютерные программы.
Что касается GPS-навигации, то ее можно сравнить с навигацией для автомобилей. Только там электроника подсказывает нужную улицу водителю автомобиля, а здесь - звуковое сопровождение помогает незрячему человеку самостоятельно передвигаться по городу. Но для этого нужны специальные говорящие телефоны - смартфоны. Стоимость такого телефона - целая пенсия.
«Почему бы не внести в список технических средств реабилитации именно компьютеры и смартфоны. Это бы решило много проблем. Но надо компьютер выдавать не всем, - рассуждает Евгений Николаевич.- Пусть компьютер получат лишь те, кто обучился у нас, и кому он действительно необходим».
Но слепым по индивидуальной программе реабилитации, в основном, выдают трость, и тифлофлэшплеер для прослушивания говорящих книг. Это трехпрограммный приемник, удобный для пожилых. Но  молодым, по мнению Евгения Николаевича, надо выдавать флэшстоки.
«Такая техника есть, и надо, чтобы ее выдавали. Компьютер мог бы заменить многие вещи, с его помощью можно  слушать книги, работать и общаться,- говорит Казанцев.
В нашем центре основной целью является реабилитация инвалидов, которые потеряли зрение, будучи уже взрослыми. У нас и вязание преподают, и макраме. Представляете себе, слепой вяжет. - продолжает рассказывать Евгений Николаевич.
Слепые и картины рисуют, и фотографируют. Вообще жизнь у нас веселая. Мы пляшем и поем. Есть хоры русский и татарский. Незрячие играют в шашки и шахматы, занимаются армрестлингом, пауэрлифтингом, туризмом, играют в голбол, торбол. Слепые и палатки ставят, и на байдарках сплавляются. Одним словом, живут полной жизнью».
Сейчас, когда реализуется программа «Доступная среда», я спросила Казанцева, как это отразилось на жизни слепых.
«Главное, - сказал он,- что на нас обратили внимание. Все, что делается по этой программе - это хорошо и правильно. Но мне хотелось, чтобы выделенные  средства были более эффективно использованы для инвалидов по зрению. Сейчас в метро и других местах кладут тактильную плитку. Она с разными рельефами: полосками, конусами, точками. Каждый знак имеет свое значение: направляющее, предупреждающее. Инвалиды по зрению пока не научились ей пользоваться и считают, что она больше будет мешать, чем помогать. Я уж не говорю, что она не везде уложена правильно, а зимой вообще работать не будет. Конечно, нам надо тоже работу провести, научить, как этой тактильной плиткой пользоваться. Думаю, со временем привыкнем.
Но может быть, в первую очередь надо было привести в порядок тротуары, чтобы они элементарно стали ровными. Ни для кого не секрет, что дороги у нас все разбиты. Я и в ямы наступал, и в лужи по колено, и в сугробы, так что мимо проходящие девчонки надо мной смеялись. Таких историй из жизни каждый незрячий может рассказать много».
Посетовал Евгений Казанцев и на то, что очень тяжело слепым садиться в автобус. Приходиться спрашивать у людей, какой номер. И хотя существует соответствующее оборудование, позволяющее сделать автобус «говорящим», но для этого у нас в республике денег нет.
«Недавно один из кондукторов мне вообще сказал: «Раз не видишь, нечего на автобусе ездить, надо дома сидеть». Раньше были большие таблички с номерами маршрутов крупными черными цифрами на желтом. Думаю, сделать такие таблички -  больших денег не надо. Хорошо проездной есть. Благо это постановление о лимите в 30 поездок в месяц отменили. Не дай Бог, чтобы ввели его когда-нибудь, потому что приходится пересаживаться из одного автобуса в другой,- говорит Казанцев».
Похожая проблема и с поющими сфетофорами. Почему-то после 6 вечера их отключают. «Я вот, бывает, в 9 или даже в 11 часов вечера домой возвращаюсь, - говорит Евгений. - Машины ездят, людей нет. 20 минут стоял, что делать? Перекрестился и пошел».
И тут же предлагает провести такой эксперимент, как в Челябинской области: пригласить чиновников, завязать им глаза и предложить попробовать дорогу перейти, или в автобус сесть, может быть, тогда что-то изменится.
«Но сам я не жалуюсь, в заключение разговора сказал Казанцев, - я быстро адаптировался. Работа есть, пусть не высокооплачиваемая, но все же прибавка к пенсии. Вот уже год, как я женат, квартиру по соципотеке строим, скоро в Пятигорск в санаторий поедем. Не каждый зрячий так живет, как живу я. Так что своей жизнью я доволен».
Ирина СИБИРЯКОВА
Категория: Инвалид и общество | Просмотров: 1772 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика