Обучение россиян правовой грамотности и уважению к закону
будет начинаться с детского сада, продолжаться в школе и институте, затем на
специальных курсах,а также через СМИ, кино, книги и рекламные ролики. Об этом
говорится в новом документе «Основы государственной политики Российской
Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»,
утвержденном Президентом России Дмитрием Медведевым в апреле этого года В этом документе говорится, что «развитие правового
государства, формирование гражданского общества и укрепление национального
согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть
в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как
верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод,
обеспечение надежной защищенности публичных интересов».
Ориентирами будут служить исторически сложившиеся нормы
морали и общепризнанные нравственные ценности многонационального народа России,
направленные на обеспечение правомерного и добропорядочного поведения граждан.
В то же время государство намерено принимать системные меры по противодействию
любым формам национального и религиозного экстремизма либо поведения,
посягающего на общественную нравственность и правопорядок, гражданский мир и
национальное согласие. Установлены направления, по которым надлежит двигаться прочь
от правового нигилизма (то есть отрицание правового поведения) в сторону
устойчивого уважения к закону и правовой культуре. Среди них правовое
просвещение и информирование населения,
развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения, подготовка
юридических и педагогических кадров, формирование высокого уровня правовой
культуры и правосознания граждан. Это будет достигаться средствами культуры,
массовой информации, рекламной и издательской деятельности. Отдельной строкой
прописана необходимость совершенствования деятельности органов власти и повышения
правосознания служащих. Кроме того, важно расширять систему бесплатной
юридической помощи. Эти установки общего характера получили уточнение во всех
разделах Основ. Например, меры в области образования и воспитания
подрастающего поколения охватывают всю образовательную систему - от
детсадовского до послевузовского этапа. В программах и дошкольного, и
начального образования должны решаться задачи приобщения детей к элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
(внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи
тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим). Представляют интерес меры в сферах культуры, массовой
информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности.
Предусмотрено не только возложить на них распространение правовых знаний и
пропаганду законопослушания, но и ввести механизм публичной оценки и
рекомендаций в случае распространения произведений, открыто пропагандирующих
межнациональную и религиозную рознь, грубое нарушение норм общественной морали,
неуважение к закону и суду. Но большинство рядовых россиян, менталитет которых
государство поставило целью изменить, новый документ не заметили. Страна
продолжает жить не по законам, а по понятиям. Многие эксперты сомневаются, что
Основы способны повлиять на ситуацию,
некоторые открыто называют эту доктрину утопией. Они уверены, что одной
просветительской деятельности для преодоления правового нигилизма мало, порядка
не будет, пока по законам не начнет жить сама власть. На фоне беззакония власть
имущих, берущего начало с 1990-х годов, люди просто не верят в возможность
законности и справедливости. У нас законы не уважают потому, что не видят перспектив на
пути отстаивания собственных прав. Сейчас нужно в первую очередь обеспечить
торжество законности в деятельности государственных, правоохранительных,
судебных органов - без перегибов ни в одну, ни в другую сторону. С нарушителя
любого ранга должен быть строгий спрос. Людмила ИВАНОВА
|