Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 18.04.2024, 20:06

Главная » 2013 » Февраль » 1 » Как молоды мы были...
11:38
Как молоды мы были...
В Сталинграде прошли годы детства Веры Васильевны Кондаковой. Правда, тогда он назывался Царицын. Знала ли Вера Кондакова, уезжая из любимого города с родителями, что ей придется вернуться сюда, но уже в другой город - город разрушенный войной. Вернуться в военной гимнастерке, чтобы его защитить
Когда началась война, Вера Кондакова с родителями 
жила в Сызрани. Ей не было еще и 17 лет. Но с первого же дня она начала «атаковать» райком комсомола, требуя, чтобы ее направили на фронт. Там ей каждый раз говорили: «Сначала подрасти».
На мой вопрос, зачем она, молодая девчонка, рвалась на фронт, Вера Васильевна, не задумавшись ни на минуту ответила: «Потому что мы все были патриотами. Предмет «Военное дело» был моим одним из самых любимых в школе. Мы изучали оружие, все умели стрелять. У нас у всех были значки ГТО («Готов к труду и обороне»), ПВХО («Готов к противохимической обороне»), ГСО («Готов к санитарной обороне»). Мы же все, еще начиная с 1939 года, готовились к войне. Я была пионервожатой, и на собраниях нам об этом рассказывали. Да и песни, которые были очень популярны в те годы, говорили сами за себя : «Три танкиста - три веселых друга…», «Если завтра война, если завтра в поход…».
И, наконец, «поход» стал реальностью и для Веры Кондаковой. К тому времени ей было 18 лет, и она закончила курсы связистов. В том же году ушел на фронт и ее молодой человек, выпускник танкового училища, с которым она переписывалась всю войну.
2 декабря 1942 года молодая связистка оказалась на одной из самых страшных битв Великой Отечественной - Сталинградской. Волею судеб она вернулась в родной город. В город, в котором прошло счастливое детство, когда еще была жива мама, которая умерла перед самой войной в 1939 году, и которую соседи ласково называли «клушкой», когда она выводила гулять троих своих детей. В город, в котором папа, еще молодой, сам собрал своими «золотыми» руками автомобиль, в которой каталась и маленькая Вера, и где он был уважаемым работником славного тракторного завода.
Сегодня этот любимый город
предстал перед ней в дыму и в руинах…
И недавняя девочка превратилась в старшую планшетистку радиолокации на командном пункте 2-ой гвардейской сталинградской краснознаменной ордена Суворова авиационной дивизии, которая охраняла небо Сталинграда до января 1943 года. У каждого офицера был планшет, то есть карта, поделенная на квадраты. Планшетистки же по данным радиолокационных станций передавали по назначению места нахождения вражеских и наших самолетов в воздухе.
«Бои шли страшные, - вспоминает Вера Васильевна, - бомбежки практически не прекращались: до девяти налетов в день. Наши летчики взлетали по три раза на дню. Но воевала не только авиация. На земле сражались практически все виды войск. Помню, как-то наш летчик сбил бронированный немецкий самолет, который вез награды для своих солдат. Летчика взяли в плен и привезли на командный пункт. Там он попросил, чтобы ему показали того, кто его сбил. И вот приходит наш летчик в старых кирзовых сапогах, заношенной хлопчатобумажной гимнастерке. А немец, весь одетый с иголочки, смотрит свысока и говорит: «Это мы вас научили воевать…». А наши не растерялись и тут же ему ответили: «А мы вас отучили воевать!».
Когда девушка и ее подруги не дежурили, они спали в землянках по пятнадцать человек. Нары в них располагались в два этажа: мужчины спали на верхних нарах, а женщины на нижних. И спали, можно сказать, на одном боку и приходилось «хором» переворачиваться на другой. Правда, дежурила младший сержант Вера Кондакова чаще других, так как была шустрой и подвижной, по ее собственным словам, и работу ее ценили многие на командном пункте.
Когда враг под Сталинградом был уничтожен, Вера Кондакова отправилась в город - может, удастся увидеть дом, в котором прошло детство. Не удалось. От него остались только руины. Да и как можно было ожидать другого, когда бои шли не только за каждый дом, но за каждый подъезд, за каждый этаж, каждый подвал…
День Победы Вера Кондакова встретила в Бухаресте: известие пришло в два часа ночи, и всем стало не до сна: плакали, обнимались… Но домой, вернее, в Москву, Вера Васильевна вернулась только в 1947 году. Когда ей предложили работу в советском посольстве в Бухаресте, она с радостью согласилась.
В Москву Вера Васильевна приехала вместе с послом и его женой, которые полюбили ее как дочь. Предложили ей жить у них и поступить учиться. Но в это время пришло долгожданное письмо от ее суженого, который целый год не отвечал на ее письма. Ее будущий муж воевал в Китае и Японии, был дважды ранен, и как только смог, тут же написал ей письмо с предложением выйти за него замуж. В августе 1947 года он приехал в Москву и забрал невесту на Дальний Восток к месту своей дальнейшей службы.
Военная служба помотала семью по свету: от Читы до Германии, пока она не осела на родине мужа в Казани.
К сожалению, бывший танкист рано ушел из жизни - ему было всего 58 лет. А Вера Васильевна бережно хранит его письма с фронта - те самые треугольники - примету военного времени. Вера Васильевна любезно разрешила мне заглянуть в эти бесценные письма. Вот некоторые строчки из них: «Я не знаю, как благодарить тебя за твои письма ко мне. Они приносят мне много радости…». «Эх, Верочка, нет слов, которыми можно было бы рассказать тебе обо всем, что наболело на сердце, о том, как проходит моя жизнь и обо всем другом…».
А еще есть дети, которые всегда рядом с мамой, которые помогают ей и словом, и делом. А еще - четыре внука и шесть правнуков. Так что семья у Веры Васильевны большая и чувствовать себя одинокой ей не приходится. А по большим праздникам и завод «Элекон», на котором Вера Васильевна работала до пенсии, а после состояла в Совете ветеранов, не забывает ее: дарит подарки, приглашает на праздничные мероприятия. А что касается однополчан, то их практически не осталось: «Возраст…», - вздыхает Вера Васильевна.
Зато в Казани есть Клуб боевых подруг, который возглавляет неутомимая Накия Юсуповна Курбангалина. Члены клуба называют ее Матерью Терезой за то, что она обо всех заботится и всех объединяет. Клуб объединяет женщин, которые прошли Великую Отечественную войну, а также тех, кто пережил ее в тяжелом тылу, работая на фронт. И им хочется время от времени встретиться друг с другом, чтобы вспомнить те далекие годы. Да, годы были тяжелыми, но ведь девушки были тогда такие молодые…
Миляуша САЛИМЗЯНОВА


Категория: История страны | Просмотров: 1884 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика