В конце прошлого года, а точнее 1 декабря, Федеральным
Фондом обязательного медицинского страхования был принят приказ N№ 230, которым
утвержден Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и
условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому
страхованию
Приказ ФФОМС №230 принят во исполнение вступившего в силу с
1 января 2011 года Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об
обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который направлен
на дальнейшее развитие системы здравоохранения в части оказания бесплатной
медицинской помощи населению страны.
Гарантия качества - это конкуренция. А поскольку
финансирование лечебных учреждений будет осуществляться на основании фактически
оказанной качественной медицинской услуги в полном объеме, установленном
территориальной программой ОМС, то больше денег получат те медицинские
учреждения, которые окажут эти услуги качественнее. Однако у нас нередко бывает,
что в отчетах все гладко, а на деле - сущее безобразие. Поэтому, как говорится,
доверяй, но проверяй. И качество медицинской помощи тоже необходимо
контролировать.
Каким же образом гражданам будет обеспечена гарантия
качества медицинской помощи? Об этом и говорится в вышеназванном Порядке.
Главная цель документа - дать разъяснения, как надлежит организовать и
проводить этот контроль. Поэтому большая часть документа интересна только
специалистам. Цель же самого контроля, что также четко отражено в документе -
обеспечить застрахованным лицам, (то есть нам с вами), бесплатную медпомощь,
защитить их права и предупредить дефекты медицинской помощи.
Контролировать медицинские учреждения, предоставляющие
услуги в рамках программы ОМС, будут страховые медицинские организации и
территориальные Фонды обязательного медицинского страхования. Контроль этот
будет проводится путем медико-экономического контроля, медико-экономической
экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи.
По результатам медико-экономического контроля к медицинским
учреждениям могут быть применены финансовые санкции в виде уменьшения оплаты за
оказанные услуги или штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо
оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Медико-экономическая экспертиза и экспертиза качества
медицинской помощи могут быть как плановыми, которые проводятся не реже одного
раза в год, так и целевыми. Добиться проведения целевой экспертизы могут и сами
пациенты, которые должны быть застрахованы в системе ОМС. Например, целевая
медико-экономическая экспертиза проводится, если поступают жалобы от больных на
доступность медицинской помощи, то есть в тех случаях, когда медицинская помощь
или не совсем доступна, или не доступна вообще.
Целевая экспертиза качества проводится в случае получения
жалоб и на качество медицинской помощи, а также в случаях летальных исходов при
оказании медицинской помощи, внутрибольничного инфицирования и осложнения
заболевания, первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и
детей, повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания
в течение 30 дней и в течение 90 дней - при повторной госпитализации.
Причем проведение целевой экспертизы в случае поступления
жалоб от застрахованных, не зависит от времени, прошедшего с момента оказания
медицинской помощи.
Но самое главное, что нужно знать нам с вами, как
потенциальным пациентам, в документе прописан порядок информирования
застрахованных лиц о выявленных нарушениях в предоставлении медицинской помощи
по территориальной программе ОМС
Так вот, о выявленных недостатках при проведении контроля и
экспертиз нас должны проинформировать, то есть направить в адрес заявителя
официальный ответ.
Кроме того, работники страховых медицинских организаций и
Фонда ОМС обязаны принимать участие в подготовке и размещении информационных
материалов по защите прав застрахованных, то есть должны заниматься правовым
просвещением нас с вами в вопросе получения качественных медицинских услуг.
И если действительно все, что прописано в Порядке
организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий
предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию
будет претворено в жизнь, то нам будут предоставляться своевременные и
качественные медицинские услуги. И каждое медучреждение будет заинтересовано в
этом. Иначе плохая работа приведет к оттоку пациентов, а значит к отсутствию
финансирования и закрытию. И это вполне возможно, когда теперь мы получили
право на выбор медицинской организации и лечащего врача.
Ирина СИБИРЯКОВА
|