Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре

На правах рекламы

Блог автора

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.11.2019, 20:46

Главная » 2019 » Октябрь » 11 » Как оценивать нацпроекты?
11:10
Как оценивать нацпроекты?

Национальные проекты, которые были инициированы Президентом России Владимиром Путиным, направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека

Было принято 12 национальных проектов: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт». 
Но как как сделать так, чтобы результаты нацпроектов заметили не только органы власти, но и россияне?
Специалисты Счетной палаты, проводившие исследования в этой области, утверждают, что у них есть проект, который посвящен отслеживанию достижения национальных целей и реализации национальных проектов.
Кроме того, они хотят запустить  так называемый альтернативный мониторинг, в котором собираются использовать данные из максимально широкого круга источников, экспертные оценки, соцопросы и так далее. Намечено также пообщаться с федеральными органами исполнительной власти, с министерствами, ведомствами, чтобы узнать, какие препятствия на пути достижения целей они видят.
 Опросы граждан, введение личной ответственности, конкретные и понятные людям цели необходимы, чтобы повысить эффектность национальных проектов. Однако, как отмечают специалисты, сейчас таких «конкретных» параметров, по которым можно измерить реальную эффективность нацпроектов, немного.
А по ряду целевых показателей статистическая методология утверждена без предварительного согласования с минэкономразвития и Росстатом, что может поставить под сомнение их достоверность.
Поэтому сейчас задача правительства - корректировать существующие и искать новые показатели качественного характера, такие, которые действительно волнуют граждан. 
Например, должно стать проще записаться на прием к врачу. Можно ли это вообще как-то проконтролировать? Упрощение процедуры записи на прием к врачу - это один из показателей, на которые реагируют граждане. Проконтролировать это можно разными способами.
Отслеживать динамику записи к врачу через терминалы в поликлиниках и через интернет. Но нужно также проверять, а доступен ли интернет для пожилых людей, например, которые пользуются услугами поликлиники чаще, чем другие. Можно проводить опросы граждан на предмет удовлетворенности теми или иными медицинскими услугами. 
Достоверность данных непросто проверить. Возьмем нацпроект «Демография», где записана цель: увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни. Отслеживать ее, наверное,  можно по числу людей, обратившихся в медицинские организации по вопросам здорового образа жизни. Но ведь можно просто написать, что человек пришел, и показатель будет расти. Да и много ли граждан приходит в поликлиники, чтобы узнать, как вести здоровый образ жизни? Вряд ли много, если они вообще есть.
В поликлиниках есть истории болезни - медицинские карты. Можно сделать аналогичные карты по здоровому образу жизни либо в той же истории болезни ввести специальный раздел, предлагают эксперты.  Надо также контактировать с гражданином, чтобы подтверждать данные из медучреждений. И так, шаг за шагом, выстраивать систему, которая сможет фиксировать, какой эффект дают мероприятия этого национального проекта.
В проекте «Образование» записана цель «воспитание гармонично-развитой, социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ». И как можно проследить достижение этой цели?
Это высокоуровневая цель, и она должна быть прописана в стратегии социально-экономического развития, а дальше разложена на более простые утилитарные задачи для нацпроекта. Справедливости ради надо сказать, что эта цель в национальном проекте измеряется двумя конкретными показателями. Первый - это доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием. Второй - численность обучающихся, вовлеченных в работу общественных объединений на базе образовательных организаций. Это измеримые показатели. Другой вопрос - насколько они отражают суть поставленной цели. Набор целевых показателей в нацпроектах, действительно, не всегда очевиден  простому гражданину. 
Исследования показывают, что далеко не все граждане вообще интересуются национальными проектами и понимают их суть. Порой возникает чувство, что средства распыляются  на какие-то абстрактные цели. Возможно, отмечают специалисты, в отдельных нацпроектах стоило бы действительно повысить концентрацию средств на других направлениях. А это должно отслеживать и решать правительство.
Впрочем, это справедливо и для всей бюджетной системы. Приоритетами должны стать наиболее значимые для граждан сферы - здравоохранение, образование, демография. Но расходы на них не растут, с 2015 года они держатся на уровне примерно 3,5 процента ВВП. Как мы можем конкурировать со странами - лидерами в области инноваций и технологий, у которых уровень расходов на образование и здравоохранение в несколько раз выше?
Здесь стоит сказать о другой общей проблеме нацпроектов. Их цели, задачи, мероприятия зачастую не увязаны между собой и с другими программами правительства. Система должна быть выстроена кардинально по-другому. 
Надо наладить полноценное межведомственное взаимодействие, с которым сейчас возникают проблемы. Надо также на каждом уровне принятия решений в рамках проектной деятельности правительства четко определить полномочия и ответственность конкретных лиц. 
Сейчас пока нет готового рецепта, как исправить эту ситуацию, но эксперты разрабатывают предложения и рассчитывают представить их парламенту и президенту в начале 2020 года, а промежуточные итоги анонсируют уже в этом году.
Известно, что у правительства в прошлом году были очень сжатые сроки на подготовку национальных проектов. Поэтому эту работу приходиться продолжать в текущем режиме, проводить корректировку. И ответа пока  об эффективности национальных проектов нет.
Людмила ИВАНОВА

Категория: Передовица | Просмотров: 124 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2019
Яндекс.Метрика