8 июля прошлого года по представлению Президента РТ Сария Сабурская была избрана Госсоветом республики
Уполномоченным по правам человека
Республики Татарстан, или как их еще назвают, омбудсменом. Наш корреспондент Ирина
Сибирякова обратилась к Сарие
Харисовне с просьбой рассказать о своей работе и проблемах, которые
сегодня волнуют татарстанцев
- В течение семи месяцев вы исполняете обязанности
Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан. За это время вы уже,
наверное, составили мнение о том, как обстоят дела у нас с соблюдением прав
человека?
- В январе в Татарстане побывали содокладчики Парламентской
ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) для проверки исполнения Россией ее обязательств.
Делегаты ПАСЕ изучали, каким образом развиваются принципы, провозглашенные
Советом Европы: законность, демократизация общества, межнациональная
толерантность и были приятно удивлены, насколько в Татарстане спокойная
обстановка. Председатель ПАСЕ Мевлют Чавушоглу дал высокую оценку соблюдению
прав человека в республике. Поставив Татарстан в пример не только Российской
Федерации, но и всему мировому сообществу, он сказал буквально следующее: «В
Татарстане каждый гражданин независимо от вероисповедания и национальности
имеет все права, причем, даже некоторые из тех, которые Россия еще не
ратифицировала».
В нашей республике действительно много делается для того,
чтобы каждый гражданин мог реализовать свои права. При подготовке ежегодного
доклада о соблюдении прав граждан в Татарстане мы проанализировали ситуацию и
пришли к выводу, что органами государственной власти, Правительством
республики, Президентом РТ принимаются нормативно-правовые акты, которые, например, позволяют создавать демократическое
общество и направлены на повышение уровня жизни граждан.
Но при всем этом, следует отметить, что, к сожалению, есть и
нарушения прав граждан. Связаны они, прежде всего, с ненадлежащим исполнением
законов и нормативных актов отдельными служащими. По сравнению с 2009 годом
число жалоб увеличилось почти в два раза, но я считаю, что это связано с тем,
что мы стали очень активно рассказывать населению об институте Уполномоченного
по правам человека.
Тематика обращений обширна. Люди часто жалуются на судебные
решения (199 обращений). Но в соответствии с законодательством, Уполномоченный
по правам человека не имеет права вмешиваться в решения судов. И как бы
гражданин не считал, что он прав, мы можем только дать консультацию,
подсказать, как действовать дальше, куда обращаться. Вплоть до того, как обратиться
в Страсбургский суд по правам человека.
В прошлом году было подано 160 жалоб на сотрудников
правоохранительных органов. Опять же, мы не имеем права вмешиваться в дела
следственного управления, но благодаря тесному контакту с Министерством
внутренних дел республики, с Прокуратурой
РТ, мы обращаемся к министру внутренних дел или в порядке надзора
направляем жалобу прокурору республики,
которые изучают дело, жалобу и дают нам ответ. К сожалению, бывает, что факты,
изложенные в жалобе, подтверждаются.
В прошлом году мы получили много обращений от отбывающих
наказание в местах лишения свободы. Большая часть из них касалась медицинского
обслуживания заключенных.
Много жалоб приходит в аппарат Уполномоченного о
паспортизации иностранных граждан. Жалуются граждане и на то, что не
выполняются решения судов.
Имели место, к сожалению, нарушения жилищных прав ветеранов
войны. В течение года ветераны обращались к нам в связи с отказом органов
местного самоуправления поставить их на учет по улучшению жилищных условий, а
также в связи с несвоевременным перечислением субсидий и по другим вопросам.
- Если я правильно поняла, то в аппарат Уполномоченного по
правам человека пожаловаться можно не на все. Хотелось бы узнать, какие жалобы
омбудсмен рассматривает, а какие нет? И какой результат может ожидать
гражданина по окончании рассмотрения его жалобы?
- В Законе РТ «Об уполномоченном по правам человека
Республики Татарстан» от 3 марта 2000 года №95 четко сказано, что основными
задачами Уполномоченного по правам человека являются соблюдение и
восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина,
совершенствование законодательства, правовое просвещение и взаимодействие с
органами государственной власти в области защиты прав и свобод человека,
развитие координации международного сотрудничества в области защиты прав и
свобод человека и гражданина.
Но деятельность Уполномоченного лишь дополняет существующие
средства защиты прав и свобод человека, но не отменяет и не влечет пересмотра
полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление
нарушенных прав, то есть, имеются в виду, прежде всего, суды.
В аппарат Уполномоченного по правам человека граждане могут
обратиться на действие или бездействие органов исполнительной власти, если
получили оттуда официальный ответ с отказом. Но как я уже говорила выше,
исключение составляют жалобы на решения суда. Еще мы не рассматриваем обращения
граждан, если они касаются, например, внутрисемейных отношений или раздела
имущества. Ну а в остальном вопросы могут быть самые разные.
Получив жалобу, омбудсмен в соответствии с законом может
направить ее в государственные органы власти, надзорные органы или
самостоятельно провести экспертную проверку законности действий госслужащих.
Если подтвердится, что права человека нарушены, то готовится представление на
руководителя государственного органа о нарушении прав гражданина и заключение,
которое содержит рекомендации относительно возможных и необходимых мер для
восстановления прав и свобод гражданина.
Более того, это заключение может быть опубликовано в
средствах массовой информации. И, наверное, не очень приятно будет руководителю
увидеть свою фамилию в сообщении о том, что Уполномоченный по правам человека
при рассмотрении жалобы обнаружил нарушение прав гражданина со стороны
возглавляемого им органа власти.
- Отвечая на мой предыдущий вопрос, вы сказали, что одной из
задач Уполномоченного по правам человека является совершенствование
законодательства. Многие инвалиды-опорники, которых лишили с принятием 122-го
закона о «монетизации» льгот такого технического средства реабилитации, как
автомобиль, будут благодарны вам, если вы встанете на защиту их прав.
- У омбудсмена есть право законодательной инициативы. Но
пока ни от одного инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата жалоб
подобного рода мы не получали. Я знаю, что такая проблема существует, поэтому,
пожалуйста, пусть обращаются, рассмотрим все жалобы, проведем анализ с
привлечением специалистов Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ,
по итогам которого, в случае необходимости, можем подать законодательную инициативу в Государственный
Совет Республики Татарстан.
- Объясните, пожалуйста, а как правильно подать жалобу, как
ее оформить, по какому адресу обратиться? Это первые вопросы, которые возникают
у людей, когда они собираются пожаловаться омбудсмену.
- Жалоба подается в
письменной форме не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод
заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Гражданин должен написать жалобу на имя Уполномоченного по
правам человека по Республике Татарстан Сарии Харисовны Сабурской. В жалобе
также надо указать свои фамилию имя, отчество, адрес проживания, адрес и
наименование органа или должностного лица, решения или действия (бездействие)
которого обжалуются, изложить суть обращения и приложить все имеющиеся
материалы: ответы органов исполнительной власти, копии решений, принятых по
жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке, которые были
получены ранее, с тем, чтобы мы могли проанализировать, насколько законны
принятые решения.
Жалобу можно принести лично, или направить по почте, по адресу:
420066, Казань, ул. Декабристов, 6.
Гражданин также может прийти на личный прием в аппарат
Уполномоченного по правам человека. Прием ведется два раза в неделю. В
понедельник граждан принимают сотрудники аппарата с 9 до 18 часов. Во
вторник прием по предварительной записи
ведет Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан с 14 до 18
часов. Каждый первый вторник месяца с 14 до 18 часов омбудсмен ведет прием
граждан совместно с представителями исполнительной власти Республики Татарстан
(тематика приема вывешивается на сайте Уполномоченного и публикуется в СМИ.
Кроме приема в своем офисе, Уполномоченным по правам
человека проводятся и выездные приемы в муниципальных образованиях.
Жители республики могут обратиться к общественным помощникам
Уполномоченного по правам человека в РТ, которые есть в каждом районе
Татарстана. Списки общественных помощников есть на сайте. Там указаны ФИО,
адрес его расположения, номер телефона. То есть, не обязательно приезжать в
Казань, можно о своих проблемах сообщить, не покидая свой район.
- Вот вы упомянули об общественных помощниках
Уполномоченного по правам человека. Насколько мне известно, они впервые
появились в Татарстане в прошлом году. Раньше такого не было. Расскажите,
пожалуйста, чем еще кроме приема жалоб они занимаются?
- Общественные помощники организуют работу общественных
приемных Уполномоченного по правам человека, открытых в городах и районах
Татарстана, ведут личный прием. Мы с ними договорились, что прием будет
проходить по вторникам с 14 часов. Они разъясняют людям, как правильно подать
жалобу, как защитить нарушенные права. Если общественный помощник считает, что
при решении вопроса необходимо вмешательство самого Уполномоченного, то он с
сопроводительной запиской направляет жалобу гражданина к нам.
Еще общественные помощники проводят анализ районной,
городской прессы, содержащей факты массовых или грубых нарушений прав и свобод
человека на территории района, города, и информируют об этом Уполномоченного,
ведут учет посетителей.
- Кроме появления общественных помощников омбудсмена, по
всей республике открылись филиалы Школы правовых знаний. Кто может стать
слушателем Школы? По какому расписанию и программе она работает? Кто преподает
в Школе правовых знаний?
- Одна из задач, которая стоит перед омбудсменом, как я уже
упоминала выше, это правовое просвещение граждан. Анализ показал, что уровень
знаний в области прав человека и гражданина по-прежнему остается невысоким.
Поэтому мы решили открыть Школу правовых
знаний. Занятия в Школе проводятся в течение
учебного года каждую 3-ю субботу месяца.
Школа правовых знаний заработала и в других городах и
районах республики. Там эта работа возложена на общественных помощников
Уполномоченного. Темы для занятий были выбраны самые актуальные:
«Жилищно-коммунальные услуги: вопросы и ответы», «Семейный кодекс. Основные
ценности семьи», «Права инвалидов и их защита». В роли учителей в Школе
правовых знаний выступают специалисты соответствующих министерств и ведомств,
сотрудники аппарата Уполномоченного.
В этом году первое занятие Школы правовых знаний было
посвящено защите прав военнослужащих, на которое мы пригласили военкома
республики Сергея Николаевича Погодина и председателя военно-врачебной
комиссии Марата Мухаметсадыковича Нагаева. Слушателями стали
будущие призывники, их родители и преподаватели. На последующих занятиях мы
рассмотрим темы, касающиеся трудовых отношений и здравоохранения. На этом мы
свой учебный год закончим и возобновим
занятия уже в сентябре.
Кроме Школы правовых знаний, открыт Центр правовой помощи.
Прошло уже два приема в Центре правовой помощи, где граждане могли получить
бесплатные юридические консультации.
Пять месяцев назад стал активно работать сайт
Уполномоченного по правам человека РТ, где есть
вся необходимая информация (http://www.upch.tatar.ru.) Там можно найти юридические консультации, узнать
об изменениях в законодательстве, причем, разъяснения даются простым, понятным,
доступным для понимания, языком. Через наш сайт можно подать и жалобу омбудсмену. Отрадно, что с каждым днем число
пользователей сайта увеличивается.
Чтобы усовершенствовать свою работу, мы готовим опросы
населения, но уже сейчас ясно, что люди увидели в нас еще одну инстанцию, куда
можно обратиться за защитой своих прав.
|