Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите

Меню сайта

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре

На правах рекламы

Блог автора

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 25.02.2018, 22:33

Главная » 2011 » Март » 11 » Как пожаловаться омбудсмену
12:08
Как пожаловаться омбудсмену
8 июля прошлого года по представлению Президента РТ  Сария Сабурская была избрана Госсоветом республики  Уполномоченным по правам человека  Республики Татарстан, или как их еще назвают, омбудсменом. Наш корреспондент Ирина Сибирякова обратилась  к Сарие Харисовне с просьбой рассказать о своей работе и проблемах, которые сегодня волнуют татарстанцев
- В течение семи месяцев вы исполняете обязанности Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан. За это время вы уже, наверное, составили мнение о том, как обстоят дела у нас с соблюдением прав человека?
- В январе в Татарстане побывали содокладчики Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) для проверки исполнения Россией ее обязательств. Делегаты ПАСЕ изучали, каким образом развиваются принципы, провозглашенные Советом Европы: законность, демократизация общества, межнациональная толерантность и были приятно удивлены, насколько в Татарстане спокойная обстановка. Председатель ПАСЕ Мевлют Чавушоглу дал высокую оценку соблюдению прав человека в республике. Поставив Татарстан в пример не только Российской Федерации, но и всему мировому сообществу, он сказал буквально следующее: «В Татарстане каждый гражданин независимо от вероисповедания и национальности имеет все права, причем, даже некоторые из тех, которые Россия еще не ратифицировала».
В нашей республике действительно много делается для того, чтобы каждый гражданин мог реализовать свои права. При подготовке ежегодного доклада о соблюдении прав граждан в Татарстане мы проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что органами государственной власти, Правительством республики, Президентом РТ принимаются нормативно-правовые акты, которые,  например, позволяют создавать демократическое общество и направлены на повышение уровня жизни граждан.
Но при всем этом, следует отметить, что, к сожалению, есть и нарушения прав граждан. Связаны они, прежде всего, с ненадлежащим исполнением законов и нормативных актов отдельными служащими. По сравнению с 2009 годом число жалоб увеличилось почти в два раза, но я считаю, что это связано с тем, что мы стали очень активно рассказывать населению об институте Уполномоченного по правам человека.
Тематика обращений обширна. Люди часто жалуются на судебные решения (199 обращений). Но в соответствии с законодательством, Уполномоченный по правам человека не имеет права вмешиваться в решения судов. И как бы гражданин не считал, что он прав, мы можем только дать консультацию, подсказать, как действовать дальше, куда обращаться. Вплоть до того, как обратиться в Страсбургский суд по правам человека.
В прошлом году было подано 160 жалоб на сотрудников правоохранительных органов. Опять же, мы не имеем права вмешиваться в дела следственного управления, но благодаря тесному контакту с Министерством внутренних дел республики, с Прокуратурой  РТ, мы обращаемся к министру внутренних дел или в порядке надзора направляем  жалобу прокурору республики, которые изучают дело, жалобу и дают нам ответ. К сожалению, бывает, что факты, изложенные в жалобе, подтверждаются.
В прошлом году мы получили много обращений от отбывающих наказание в местах лишения свободы. Большая часть из них касалась медицинского обслуживания заключенных.
Много жалоб приходит в аппарат Уполномоченного о паспортизации иностранных граждан. Жалуются граждане и на то, что не выполняются решения судов.
Имели место, к сожалению, нарушения жилищных прав ветеранов войны. В течение года ветераны обращались к нам в связи с отказом органов местного самоуправления поставить их на учет по улучшению жилищных условий, а также в связи с несвоевременным перечислением субсидий и по другим вопросам.
- Если я правильно поняла, то в аппарат Уполномоченного по правам человека пожаловаться можно не на все. Хотелось бы узнать, какие жалобы омбудсмен рассматривает, а какие нет? И какой результат может ожидать гражданина по окончании рассмотрения его жалобы?
- В Законе РТ «Об уполномоченном по правам человека Республики Татарстан» от 3 марта 2000 года №95 четко сказано, что основными задачами Уполномоченного по правам человека являются соблюдение и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, совершенствование законодательства, правовое просвещение и взаимодействие с органами государственной власти в области защиты прав и свобод человека, развитие координации международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
Но деятельность Уполномоченного лишь дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека, но не отменяет и не влечет пересмотра полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, то есть, имеются в виду, прежде всего, суды.
В аппарат Уполномоченного по правам человека граждане могут обратиться на действие или бездействие органов исполнительной власти, если получили оттуда официальный ответ с отказом. Но как я уже говорила выше, исключение составляют жалобы на решения суда. Еще мы не рассматриваем обращения граждан, если они касаются, например, внутрисемейных отношений или раздела имущества. Ну а в остальном вопросы могут быть самые разные.
Получив жалобу, омбудсмен в соответствии с законом может направить ее в государственные органы власти, надзорные органы или самостоятельно провести экспертную проверку законности действий госслужащих. Если подтвердится, что права человека нарушены, то готовится представление на руководителя государственного органа о нарушении прав гражданина и заключение, которое содержит рекомендации относительно возможных и необходимых мер для восстановления прав и свобод гражданина.
Более того, это заключение может быть опубликовано в средствах массовой информации. И, наверное, не очень приятно будет руководителю увидеть свою фамилию в сообщении о том, что Уполномоченный по правам человека при рассмотрении жалобы обнаружил нарушение прав гражданина со стороны возглавляемого им органа власти.
- Отвечая на мой предыдущий вопрос, вы сказали, что одной из задач Уполномоченного по правам человека является совершенствование законодательства. Многие инвалиды-опорники, которых лишили с принятием 122-го закона о «монетизации» льгот такого технического средства реабилитации, как автомобиль, будут благодарны вам, если вы встанете на защиту их прав.
- У омбудсмена есть право законодательной инициативы. Но пока ни от одного инвалида с нарушением опорно-двигательного аппарата жалоб подобного рода мы не получали. Я знаю, что такая проблема существует, поэтому, пожалуйста, пусть обращаются, рассмотрим все жалобы, проведем анализ с привлечением специалистов Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, по итогам которого, в случае необходимости, можем подать  законодательную инициативу в Государственный Совет Республики Татарстан.
- Объясните, пожалуйста, а как правильно подать жалобу, как ее оформить, по какому адресу обратиться? Это первые вопросы, которые возникают у людей, когда они собираются пожаловаться омбудсмену.
- Жалоба подается  в письменной форме не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Гражданин должен написать жалобу на имя Уполномоченного по правам человека по Республике Татарстан Сарии Харисовны Сабурской. В жалобе также надо указать свои фамилию имя, отчество, адрес проживания, адрес и наименование органа или должностного лица, решения или действия (бездействие) которого обжалуются, изложить суть обращения и приложить все имеющиеся материалы: ответы органов исполнительной власти, копии решений, принятых по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке, которые были получены ранее, с тем, чтобы мы могли проанализировать, насколько законны принятые решения.
Жалобу можно принести лично, или направить по почте, по адресу: 420066, Казань, ул. Декабристов, 6.
Гражданин также может прийти на личный прием в аппарат Уполномоченного по правам человека. Прием ведется два раза в неделю. В понедельник граждан принимают сотрудники аппарата с 9 до 18 часов. Во вторник  прием по предварительной записи ведет Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан с 14 до 18 часов. Каждый первый вторник месяца с 14 до 18 часов омбудсмен ведет прием граждан совместно с представителями исполнительной власти Республики Татарстан (тематика приема вывешивается на сайте Уполномоченного и публикуется в СМИ.
Кроме приема в своем офисе, Уполномоченным по правам человека проводятся и выездные приемы в муниципальных образованиях.
Жители республики могут обратиться к общественным помощникам Уполномоченного по правам человека в РТ, которые есть в каждом районе Татарстана. Списки общественных помощников есть на сайте. Там указаны ФИО, адрес его расположения, номер телефона. То есть, не обязательно приезжать в Казань, можно о своих проблемах сообщить, не покидая свой район.
- Вот вы упомянули об общественных помощниках Уполномоченного по правам человека. Насколько мне известно, они впервые появились в Татарстане в прошлом году. Раньше такого не было. Расскажите, пожалуйста, чем еще кроме приема жалоб они занимаются?
- Общественные помощники организуют работу общественных приемных Уполномоченного по правам человека, открытых в городах и районах Татарстана, ведут личный прием. Мы с ними договорились, что прием будет проходить по вторникам с 14 часов. Они разъясняют людям, как правильно подать жалобу, как защитить нарушенные права. Если общественный помощник считает, что при решении вопроса необходимо вмешательство самого Уполномоченного, то он с сопроводительной запиской направляет жалобу гражданина к нам.
Еще общественные помощники проводят анализ районной, городской прессы, содержащей факты массовых или грубых нарушений прав и свобод человека на территории района, города, и информируют об этом Уполномоченного, ведут учет посетителей.
- Кроме появления общественных помощников омбудсмена, по всей республике открылись филиалы Школы правовых знаний. Кто может стать слушателем Школы? По какому расписанию и программе она работает? Кто преподает в Школе правовых знаний?
- Одна из задач, которая стоит перед омбудсменом, как я уже упоминала выше, это правовое просвещение граждан. Анализ показал, что уровень знаний в области прав человека и гражданина по-прежнему остается невысоким. Поэтому  мы решили открыть Школу правовых знаний. Занятия в Школе  проводятся в течение учебного года каждую 3-ю субботу месяца.
Школа правовых знаний заработала и в других городах и районах республики. Там эта работа возложена на общественных помощников Уполномоченного. Темы для занятий были выбраны самые актуальные: «Жилищно-коммунальные услуги: вопросы и ответы», «Семейный кодекс. Основные ценности семьи», «Права инвалидов и их защита». В роли учителей в Школе правовых знаний выступают специалисты соответствующих министерств и ведомств, сотрудники аппарата Уполномоченного.
В этом году первое занятие Школы правовых знаний было посвящено защите прав военнослужащих, на которое мы пригласили военкома республики Сергея Николаевича Погодина и председателя военно-врачебной комиссии  Марата  Мухаметсадыковича Нагаева. Слушателями стали будущие призывники, их родители и преподаватели. На последующих занятиях мы рассмотрим темы, касающиеся трудовых отношений и здравоохранения. На этом мы свой учебный год закончим  и возобновим занятия уже в сентябре.
Кроме Школы правовых знаний, открыт Центр правовой помощи. Прошло уже два приема в Центре правовой помощи, где граждане могли получить бесплатные юридические консультации.
Пять месяцев назад стал активно работать сайт Уполномоченного по правам человека РТ, где есть  вся необходимая информация (http://www.upch.tatar.ru.) Там  можно найти юридические консультации, узнать об изменениях в законодательстве, причем, разъяснения даются простым, понятным, доступным для понимания, языком. Через наш сайт можно  подать и жалобу  омбудсмену. Отрадно, что с каждым днем число пользователей сайта увеличивается.
Чтобы усовершенствовать свою работу, мы готовим опросы населения, но уже сейчас ясно, что люди увидели в нас еще одну инстанцию, куда можно обратиться за защитой своих прав.
Категория: Правовое просвещение | Просмотров: 1896 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2018
Яндекс.Метрика