Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре

На правах рекламы

Блог автора

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 15.08.2018, 04:49

Главная » 2018 » Август » 3 » Как выбрать школу для особого ребенка?
12:20
Как выбрать школу для особого ребенка?

Многих мам дошкольников с ограниченными возможностями здоровья волнуют вопросы: как правильно выбрать школу для своего ребенка? Какая из форм обучения наиболее комфортна для будущего первоклассника? Нужны ли малышу особые условия и специальная учебная программа и какие организации призваны помочь в подборе правильного учебного маршрута? Такие вопросы возникают у родителей, впервые столкнувшихся с устройством в школу ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эти вопросы мы решили задать министру образования и науки РТ Рафису Бурганову 

- Рафис Тимерханович, пожалуйста, посоветуйте родителям с чего нужно начинать выбор школы и куда следует для этого обратиться?
- Первым шагом должно стать посещения врача, который выдаст медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка и рекомендации по организации образовательного процесса. С этим заключением родители особого ребенка направляются в территориальную психолого-педагогическую комиссию (ПМПК). Для проведения обследования ребенка родителям надо подать в заявление в комиссию и собрать необходимый пакет документов, какой именно подскажут в ПМПК. 
 Информацию о территориальных психолого-медико-педагогических комиссиях как постоянных, так и временных можно получить в муниципальном органе управления образованием по месту жительства. По направлению территориальных комиссий обследования детей также проводит и Республиканская комиссия. Прием специалисты РПМПК ведут как по месту работы учреждения, так и с выездом в муниципальные районы республики. 
Республиканская психолого-медико-педагогическая комиссия (РПМПК) находится по адресу: 420036, г. Казань, ул. Социалистическая, д.5, телефон РПМПК 590-91-41 e-mail: kazrpmpk@mail.ru, руководитель: Гульзада Рафатовна Валиева. 
Психолого-медико-педагогическая комиссия обследует ребенка, чтобы выявить его особенности в физическом и (или) психическом развитии, а также отклонения в поведении.
Именно в ПМПК решаются такие важные вещи, как необходимость специальной (адаптированной) программы, тьютерского (вспомогательного) сопровождения, дополнительных коррекционно-развивающих часов школьных занятий с логопедом, дефектологом и психологом .
Обычно специалисты данных организаций знают информацию о школах города, обучающих детей с особенностями здоровья, поэтому, помимо образовательного маршрута, смогут проконсультировать и по школам, которые подойдут для обучения ребенка.
Родители имеют право присутствовать при обследовании детей, обсуждать результаты обследования, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитанию их ребенка. Родители могут получить  в комиссии информацию о своих правах и правах детей.
После проведенного обследования родители в этот же день (в отдельных случаях максимум, через 5 дней) получат бланк с заключением, подписанный специалистами, руководителем комиссии и заверенный печатью с обоснованными выводами о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении, необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
В заключении комиссии также будут даны рекомендации относительно формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, формам и методам психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования. Комиссия рекомендует наиболее подходящий вариант обучения, исходя из физических возможностей и уровня психического развития ребенка. 
Важно понимать, что заключение ПМПК имеет обязательный характер для образовательного учреждения, но рекомендательный для родителей. Родители могут не предъявлять заключение ПМПК в школу, но тогда их ребенок будет учиться в ней на общих основаниях. Если же заключение предъявлено, школа должна обучать ребенка именно по той программе и в тех условиях, которые рекомендует ПМПК.
Но надо иметь в виду, что заключение комиссии действительно в течение календарного года с даты его подписания.
- Рафис Тимерханович, объясните, пожалуйста, что такое адаптированная образовательная программа и чем обусловлено назначение ребенку такой программы?
- Адаптированная образовательная программа - это программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
Другими словами, адаптированная образовательная программа - это учебная программа, созданная с учетом особенностей того или иного заболевания, что позволяет детям быстрее и лучше ее усваивать. Адаптированные программы делятся по нозологиям, то есть по заболеваниям детей. В заключениях ПМПК обычно не пишется полное название программы, а ставится код из двух цифр, где первая соответствует виду программы, то есть означает нозологию, а вторая варианту, то есть степени ограничения его возможностей.
На сегодняшний день существует всего 8 видов адаптированных программ. Адаптированную программу 1 вида получают неслышащие дети, 2 - слабослышащие, 3 - незрячие и дети с остаточным зрением, 4 - слабовидящие, 5 - дети с тяжелой речевой патологией, 6 - дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 7 - дети с задержкой психического развития, 8 - умственно отсталые дети.
Что же касается вариантов, то их всего 4. 1 вариант соответствует обычной программе и означает, что ребенку нужны минимальные изменения в учебном процессе, к примеру, несущественное увеличение времени прохождения учебного плана. 
- Как правило, дети, имеющие 3 или 4 вариант адаптированных программ, учатся в специальных школах, потому что создать такие условия в общеобразовательной школе, пусть даже и осуществляющий инклюзивный подход к обучению, очень сложно.
Рекомендацию с предложением об освоении того или иного вида адаптированной образовательной программы дает психолого-медико-педагогическая комиссия с определением перечня рекомендаций и учетом федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Какие формы обучения доступны для детей с ОВЗ?
- Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на все формы обучения, которые определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами для детей с ограниченными возможностями здоровья и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а именно: очная дневная, очная вечерняя, очно-заочная, заочная (семейная), экстернат. Практика показывает, что наиболее эффективной является очная форма, которая также может быть организована на дому или в медицинских организациях. Именно очная форма решает одну из важнейших задач – социализацию ребенка в окружающем его мире.
- Какие школы принимают особых детей?
- Согласно федеральному законодательству образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В Республике Татарстан открыто 53 государственных учреждения (школы) для детей с ограниченными возможностями здоровья (по отдельным видам заболеваний), одно муниципальное учреждение (МАОУ «Нижнекамская школа-интернат для детей с ОВЗ»), 158 общеобразовательных школ, которые обеспечивают внедрение стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В 13 муниципальных районах и в Казани организованы 100 специализированных (коррекционных) классов на базе 22 общеобразовательных организаций.
Министерство продолжает работу по созданию условий для формирования системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра. На базе 7 общеобразовательных школ реализуется пилотный проект по внедрению модели «Ресурсный класс». Обучением охвачены более 30 детей.
На базе 3 образовательных организаций функционируют Центры по решению проблем инклюзивного образования, в тесном взаимодействии с учреждениями, осуществляющими мероприятия по реабилитации инвалидов.
Более подробно с деятельностью образовательных организаций можно ознакомиться как на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан/ Общее образование/Образование детей с ограниченными возможностями здоровья, так и на сайте «Электронное образование в Республике Татарстан» (https://edu.tatar.ru/logon).
- Рафис Тимерханович, как вы считаете, нужны ли особым детям занятия по подготовке к школе? Если да, то где они проводятся?
- Безусловно нужны. В Республике Татарстан в 538 детских садиках и других дошкольных образовательных организациях есть группы компенсирующей направленности, где применяется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ. Кроме того, многие общеобразовательные и иные организации при условии наличия лицензии по дополнительным общеразвивающим программам организуют для будущих первоклассников курсы подготовки к школе. Решение о необходимости посещения такой программы принимают родители, т.к. большинство таких программ реализуется в рамках оказания платных образовательных услуг.
- С 1 сентября 2016 года начал действовать Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Какие права получили в связи с этим особые дети?
- Дети с ограниченными возможностями здоровья получили возможность обучаться в общеобразовательных школах, ранее не применявших адаптированные образовательные программы. Вместе с тем, всегда необходимо помнить, что для реализации таких образовательных программ школа должна создать соответствующие условия. На это, безусловно, требуется время. И, в первую очередь, время для подготовки педагогического состава.
Ирина СИБИРЯКОВ

Категория: Передовица | Просмотров: 42 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2018
Яндекс.Метрика