Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.04.2024, 17:47

Главная » 2021 » Январь » 29 » Каким должно быть социальное государство?
14:24
Каким должно быть социальное государство?

Как свидетельствуют опросы, доля россиян, согласных с тем, что государство должно брать на себя заботу о своих гражданах, растет. Это реакция, по мнению социологов, на недостаточное внимание государства к социальным потребностям населения. Что означает социальное государство в современных российских реалиях?

Статус России как социального государства закреплен в Конституции. Однако в 1993 году, в момент принятия Конституции, было преувеличением именовать Российское государство «социальным». На тот момент оно было слабым, с массой формальных обязательств и неформальных ожиданий со стороны граждан. Государство декларировало свое намерение стать в будущем социальным, но пока ограничивалось минимальным, во много декларативным, присутствием в общественной жизни.

Одними из самых востребованных социальных обязательств государства являются здравоохранение и образование. Однако растущая коммерциализация в этих областях воспринимается гражданами как отказ государства предоставлять  равный доступ к этим благам.

Но, по свидетельству социологов, эти процессы являются не столько результатом продуманного отказа государства от важнейшей своей социальной функции - обеспечения гражданам равного доступа к соответствующим услугам, сколько результатом того, что спрос на эти услуги со стороны общества кратно превышает возможности Российского государства.

 Государство, конечно, выделяет большие средства на здравоохранение и образование. Но на что идут эти средства? Те средства, которые Российское государство вложило в модернизацию учреждений здравоохранения и образования в сравнительно благополучные 2000-2010-е годы, в основном были потрачены на закупку оборудования, ремонты, строительство новых зданий. Это хорошо, но без обновления управленческих подходов и самой сути здравоохранения и образования это дало лишь точечный, половинчатый результат.

Система добровольного медицинского страхования  встроена в российское здравоохранение так, что она причудливо сочетает черты двух моделей, основанных на платной и государственной медицине. Как правило, беря и от одной, и от другой в основном не самые лучшие их элементы.

Что касается образования, то здесь у государства была идея создания опорных центров совершенства в лице ведущих университетов, которые могли бы выйти на хороший мировой уровень, а потом стать питомниками для передачи своих управленческих моделей и кадров в другие российские университеты. Но финансирование из госбюджета - это палка о двух концах. Система отчетности и проверок здесь такова, что значительная часть усилий вузов по реализации проекта ушла на выстраивание системы мониторинга и отчетности.

15 лет назад была проведена монетизация льгот, как средства более отвечающего потребностям граждан, на которую многие льготники откликнулись массовыми протестами. Люди поняли это как сворачивание остатков социального государства, оставшегося от советского прошлого.

Эксперты утверждают, что монетизацию льгот следовало проводить вкупе с пересмотром всей системы социальных обязательств государства. Специалисты в области социальной политики уже лет двадцать пять говорят о необходимости внедрить критерии нуждаемости, сопоставить с этими критериями доходы домохозяйств и исключить из системы социальных выплат те из них, которые явно не испытывают потребности в социальной  поддержке. В этом случае можно было бы не только монетизировать льготы, но и добавить наиболее нуждающимся слоям населения значимые суммы, которые серьезно улучшили бы их социальное самочувствие.

Сегодня российское правительство много говорит о «цифровой революции». В части налогообложения бизнеса, особенно малого, она уже далеко продвинулась. Если бы она пришла в социальную сферу, то вместо размазывания масла тонким слоем удалось бы направить средства на помощь действительно нуждающимся.

Социальное государство - это государство, гарантирующее сохранение минимальных доходов и достаточно высокое качество пенсионного и медицинского обслуживания, образования, жилищно-коммунального обеспечения населения. И в первую очередь для социально уязвимых и обездоленных слоев общества.

Российское государство в выполнении своих социальных функций оказалось в чем-то эффективнее ряда западных государств в борьбе с пандемией.. Потому что там дилемма «личная свобода или принуждение к изоляции» длительное время решалась в пользу личной свободы, что привело к более длительной первой волне и более раннему началу второй волны пандемии. В России же весной был введен жесткий карантин. То есть в период внезапного внешнего шока Российское государство действует в чем-то жестко, а потому ему может удаваться купировать проблемы раньше.

С другой стороны, уровень гарантированных государством «в мирное время» доходов действительно минимален. Социальное же государство должно гарантировать тем своим гражданам, которые нуждаются в этих услугах и не могут приобретать их в частном секторе здравоохранения или образования, не минимальный, а базовый уровень услуг, адекватный глобальным требованиям ХХI века.

Эксперты называют три основные проблемы, мешающие созданию в России подлинно социального государства. Неготовность значительной части общества активно участвовать - через структуры гражданского общества, через выборы, через политические партии и движения - в формировании социально-политической повестки. Вторая причина - далеко зашедшая бюрократизация государства, которое рассматривает не общество, а себя как источник власти. Третья причина - мы еще очень недолго живем в условиях, когда (согласно Конституции) являемся субъектом, а не только объектом социальной политики.

Социальное государство может устойчиво существовать только на основе широкого согласия по важнейшим вопросам жизни общества: отношение к старости, к немощи, к неравенству в доступе к базовым услугам и т.д. И еще это государство, в котором основные процедуры и процессы прозрачны для членов общества. В таких условиях само перераспределение не вызывает мощного противодействия, имеющиеся ошибки и перекосы устраняются в ходе общественной дискуссии.

Пока мы не равны в силу объективных и субъективных обстоятельств, пока некоторых членов общества нужно защищать от бедности, болезней, пока нужно обеспечивать им равный доступ к качественной медицине и образованию, у социального государства всегда найдутся задачи.

Людмила ИВАНОВА

Категория: Передовица | Просмотров: 452 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика