Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 13:06

Главная » 2021 » Июнь » 4 » Какую стратегию выбрать?
09:52
Какую стратегию выбрать?

Официально бедными в России являются люди, чей доход ниже размера прожиточного минимума. По итогам прошлого года уровень бедности в России снизился с 12,3 до 12,1%, за чертой бедности остаются 17,8 млн человек. Президентский указ 2020 года поставил цель снизить этот показатель в течение десяти лет в два раза по сравнению с 2017 годом (то есть до 6,5%)

На 2021 год размер прожиточного минимума в целом по России составляет 11 653 рубля, то есть бедной, к примеру, является семья из четырех человек, где отец получает зарплату чуть ниже средней по стране.

Всемирный банк предложил правительству России ввести так называемый гарантированный минимальный доход. Гарантированный минимальный доход - это адресные выплаты, чей размер определяется разницей между семейным доходом и порогом бедности, а получатели пособий обязаны предпринимать усилия для поиска работы, проходить обучение для получения новой профессии или выполнять другие условия, чтобы встать на ноги и уже не нуждаться в посторонней помощи.

В России уже давно предлагается ввести так называемый безусловный базовый доход, его, как известно, предложил внедрить Дмитрий Медведев. Безусловный базовый доход - это социальная концепция, предполагающая регулярную выплату определенной суммы денег каждому гражданину со стороны государства, причем выплаты производятся вне зависимости от уровня дохода и без необходимости выполнения какой-либо работы.

И если с выплатами безусловного базового дохода только идут эксперименты в развитых странах, то гарантированный минимальный доход уже испытан как в развитых, так и в развивающихся странах.

Всемирный банк предлагает опираться, с одной стороны, именно на этот опыт, с другой - на программу социальных контрактов, которая распространяется в России, но еще далека до выхода на полную мощность. Социальный контракт - это соглашение, которое заключается органами соцзащиты с гражданами и семьями, доход которых по независящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

По этому контракту орган социальной защиты населения обязуется оказать государственную социальную помощь, в том числе социальные услуги, денежную выплату, необходимые товары, а получатели помощи берут на себя определенные обязательства, например: пройти переобучение, трудоустроиться, развивать собственное дело.

В отличие от простой выплаты различных пособий социальный контракт направлен на то, чтобы помочь нуждающимся перейти на самообеспечение.

Выплаты по контракту должны использоваться только по целевому назначению. Так, например, соцконтракт на обучение с последующим трудоустройством обязывает гражданина выйти на работу.

По программе социальных контрактов люди с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в регионе, получают выплаты и иную помощь для трудоустройства, преодоления трудной жизненной ситуации, а также для развития личного подсобного хозяйства или открытия бизнеса. В обмен получатель берет на себя определенные обязательства: не отказываться от предлагаемой работы, проходить обучение и так далее.

Программа социального контракта в России запущена не так давно, в прошлом году она испытывалась в 21 регионе, в этом году минтруд планирует заключить 300 тысяч соцконтрактов, на это в бюджете предусмотрено 26,3 млрд рублей, а на ближайшие три года, с учетом все большего охвата программы - 116 млрд рублей.

Всемирный банк предлагает расширить эту программу. Возможности, которые предоставляет социальный контракт, часто недостаточны, более половины регионов предоставляют сравнительно небольшие гранты всего на срок от трех до шести месяцев, уровень пособий в большинстве случаев фиксированный, не зависит от конкретного дефицита семейного дохода, говорится в докладе. Помимо того, что пособия должны покрывать именно разницу между доходом людей и пороговым значением, их следует выплачивать как минимум в течение шести месяцев; при экономических шоках или экстраординарных событиях в семье участие в программе должно продлеваться, если получатель помощи демонстрирует усилия по достижению самодостаточности.

Также Всемирный банк предлагает ввести федеральные стандарты социальных контрактов, выстроить единую систему определения нуждаемости и сопровождения их участников.

Введение новой программы борьбы с бедностью через выплаты гарантированного минимального дохода может стоить 0,33% ВВП ежегодно (сейчас это около 400 млрд руб.), говорится в докладе Всемирного банка об экономике России (он частично посвящен идее гарантированного минимального дохода на российской почве). Условиями для этого банк называет «абсолютную» адресность и сведение к минимуму «ошибок включения», т. е. когда право на пособия получают далеко не бедные люди.

В этом идеальном случае сокращение бедности обойдется в четыре раза дешевле, чем могло бы за счет простого расширения существующей системы социальной защиты. Всемирный банк считает ее крайне дорогой из-за недостаточного фокуса именно на бедных: она стоит более 3% ВВП (без учета пенсий), или около 30 млрд долларов.

Многие страны достигают того же результата в сокращении бедности, тратя на половину или треть меньше, указывает Всемирный банк: глобальные расходы на социальную помощь составляют в среднем 1,5% ВВП, а в Европе и Центральной Азии - 2,2% ВВП.

Гарантированный минимальный доход - гибкий инструмент, который правительство может настраивать в соответствии со своими приоритетами. Так, преимущественное право на участие может остаться за семьями с детьми, но программа может распространяться и на всех нуждающихся.

В других странах для участия в подобных программах оценивается не только уровень дохода, но и наличие имущества. В России учет имущества при определении нуждаемости введен недавно, а именно для пособий на детей от 3 до 7 лет. Критерии довольно мягкие, например, многодетная семья может получать пособие, даже если у нее есть два автомобиля, два гаража, дача и просторная по российским меркам квартира. Но важно само стремление государства точнее выявлять действительно бедных.

Во времена экономического роста расходы на гарантированный минимальный доход должны снижаться, а в кризисы - расти, помогая экономике быстрее восстанавливаться.

Какую стратегию по уменьшению бедности выберут российские власти, пока не известно. Как говорится, поживем - увидим.

Людмила ИВАНОВА

Категория: Передовица | Просмотров: 373 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика