Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2024, 22:41

Главная » 2013 » Август » 9 » Коммуной на Руси жить хорошо?
12:05
Коммуной на Руси жить хорошо?
Еще совсем недавно жить в коммуналке считалось вполне обычным делом. Более того, последние сто лет так называемая «воронья слободка» остается неотъемлемой частью нашей жизни, несмотря на прогресс, который стучится во все сферы  обычной жизни. Чем грозит  проживание в коммуналке, а это все-таки позорное явление, тем, кто делит свой кров с чужими людьми
 Это, наверное, только в «Покровских воротах» соседи большой коммунальной квартиры жили вполне счастливо и вполне весело. По крайней мере, так представлялось зрителям, которые с удовольствием делили радости и горести всех обитателей, которые им казались не всамделишными и веселыми.
Я же, например, знаю о жизни в коммунальной квартире не понаслышке. Пусть и недолго, всего три года, но жизнь моя принадлежала не только моей семье, но и семьям моих соседей. К счастью, мне повезло, что одну из комнат занимала тихая и спокойная семья, а Нина  была еще и отъявленной чистюлей, которая старалась держать в чистоте места общего пользования даже в свои неурочные дни. Хотя от этого эти самые узлы не становились привлекательнее, с их стенами, выкрашенными ядовитой зеленой масляной краской, с черными потолками, со страшными треснутыми и непромываемыми  ничем унитазом, раковиной и ванной. 
Зато второй сосед как будто специально был подселен в эту квартиру, чтобы ее обитатели не забывались и не расслаблялись. Звали его Илья и было ему, наверное, ближе к 50, хотя тогда по молодости лет мне он казался совсем старым. Он был алкоголиком. Его даже можно было бы назвать тихим алкоголиком, если бы не музыкальные страсти. В его полупустой холостяцкой комнате стояло пианино, и после очередного допинга он садился к инструменту и начинал петь. Причем, петь только для себя ему не было интересно. Он открывал настежь дверь в свою комнату и запевал…  И не важно, спал ли в это время мой маленький ребенок, или отдыхала после тяжелой ночной смены труженица Нина. 
Известно, что опыт жизни в  коммунальной квартире прошли практически все советские люди. Ведь до 60-х годов отдельное жилье было большой редкостью. Впрочем, коммуналки для России - явление вполне естественное, которое началось еще в XIX веке. Когда крестьяне приходили в города работать, они не умели жить отдельной семьей, ведь все жили в одной избе по несколько поколений сразу. Фабриканты строили для них казармы с одним общим туалетом и кухней. Вновь приезжающие родственники из той же деревни подселялись  к прибывшим ранее. Как говорится, в тесноте да не в обиде.
Следующий этап начался после революции - надо было уплотнить буржуев, чтобы подселить к ним рабочих. Для рабочих это было несомненно улучшение их жилищных условий - в квартире было комфортнее чем в бараках. 
Одним словом, коммуналка стала территорией, на которой наглядно творилась  история. Навскидку можно вспомнить фильмы «Гадюка» с его жестокими обитателями коммуналки сразу после гражданской войны,  «Собачье сердце», где революционеры уплотняли профессора Преображенского, наконец, те же «Покровские ворота». Здесь пересекались судьбы домовладельцев и рабочих, крестьян и военных, других представителей самых разных социальных слоев. И их всеобщее коммунальное счастье зачастую зависело по утрам от длины очереди в один единственный туалет.  Такое унизительное положение не могло не сказываться на сознании обреченных жить одной большой «семьей» людей. 
Моя подруга, риэлтер по профессии,  очень часто сталкивается с такими бедолагами. Она говорит, что это совершенно отдельная история. Эти люди, привыкшие жить как бы все время на людях, заняты постоянно тем, что охраняют границы своего частного пространства. Они постоянно что-то делят. Причем, беспощадно бьются, чтобы распределение было справедливым. Например, если кто-то платит за услуги ЖКХ меньше, значит другой больше, и это несправедливо. И значит все следят друг за другом на предмет соблюдения всех правил общежития, а отсюда перманентная агрессивность и подозрительность. 
Расход электроэнергии и прочих благ, за которые надо платить - одна из самых больных тем коммунального жилья. Если в каждой комнате можно поставить свой электрический счетчик, то вопрос об оплате электричества в местах общего пользования остается открытым для поля боя. 
Закон коммунальной справедливости определяет существование жильцов независимо от их характера, эпохи, уровня жизни, профессии. Более того, он не меняется. Как в голодные революционные годы, так и в послевоенные 50-е, лихие 90-е, техногенные 2000-е в коммунальных квартирах  все также продолжают считать спички, истраченные ватты, количество помывок в душе…
Современная молодежь в большинстве своем не знает, что такое коммуналка и искренне недоумевает, если ей об этом рассказываешь. Но коммуналки есть до сих пор. По результатам последней переписи населения получилось, что местом своего постоянного проживания коммунальные квартиры назвали 2,8  млн человек, или 2 процента населения. 
В Москве в коммунальных квартирах живет 0,3 млн человек, или 2,9 процента жителей столицы - около 140 тысяч семей, в Санкт-Петербурге - 0,4 млн человека, или 9,2 процента. По другим городам и весям цифры найти практически невозможно. О положении в Казани можно судить только по объявлениям о продаже комнат в коммуналках. И это около четверти всех жилищных сделок. И тем не менее, по подсчетам экономистов, около 5-6 млн людей живут в коммунальных квартирах, и еще столько же - в общежитиях. 
Проблемой уничтожения ком муналок занимается каждая новая власть. Например, Михаил Горбачев обещал каждой семье по отдельной квартире к 2000-му году, Юрий Лужков в Москве - к 2013-му, Сергей Собянин - к 2016-му. Да, число коммуналок со временем уменьшается, но это происходит благодаря риэлтерам, а не государству. А чтобы выпросить у государства улучшение жилищных условий, нужно соответствовать огромному количеству требований. Например, чтобы тебя признали малоимущим, была нехватка жилых метров на человека, последние десять лет жить в этом городе, чтобы за последние пять лет не ухудшались жилищные условия, то есть не разводился, не продавал жилье и так далее…
Кстати, в Европе нет коммуналок, хотя юридически это не противопоказано. Но для них «Мой дом - моя крепость» - свято. И для европейцев жить в коммуналке было бы настоящим экстримом. А для россиянина это обычное дело, потому что у него огромный исторический опыт принудительного совместного проживания и на его «нравится-не нравится» никто и никогда не обращал внимания. И получилось так, что опыт такой принудительной жизни научил среднестатистического жителя российского города терпеливо относиться не только к своим бытовым проблемам, но и ко всем другим, которые есть за стенами его коммунального дома…
Ася ГАЙФУЛЛИНА

Категория: Острая тема | Просмотров: 1958 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика