Речь в документе идет о пра ве на получение жилищно-компенса-ционных выплат теми бывшими военными, кто до 1 января 2005 года после десяти и более лет добросовестной службы был вынужден уволиться из армии по здоровью, возрасту или сокращению штата. Причем расстался с погонами без получения от минобороны постоянного жилья, но сохранив за собой место в ведомственной квартирной очереди.
Поводом для решения КС стали жалобы, с которыми в Конституционный суд обратились А.С.Зорин, А. Г.Кожушный, Е.В. Лапшин, А.Е.Михайлов, Е.Т.Татаренков и А.А.Тимошенков. Поскольку суть их претензий касалась одного и того же предмета - выплаты ежемесячной компенсации за наем или поднаем жилья - дела по этим жалобам в Конституционном суде соединили в одно производство.
Чего же добивались отставники? Если говорить коротко, то они хотели, чтобы Конституционный суд признал неправомерным второй абзац пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Там говорится, что при невозможности обеспечить жилыми помещениями уволенных с военной службы граждан, принятых до 1 января 2005 года на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета. Казалось бы, очень правильная формулировка. Коли государство не в состоянии выполнить жилищные обязательства перед отставниками и дать им квартиры в течение трех месяцев после увольнения из армии, тогда пусть оно хотя бы помогает бывшим служивым «арендными» деньгами.
Однако загвоздка в том, что эта самая финансовая помощь по Федеральному закону от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» положена далеко не всем отставникам. Точнее говоря, квартирно-компенсационная практика применима лишь к бывшим военным, покинувшим свои гарнизоны и дожидающимся жилья в муниципальной очереди по избранному месту жительства. А бывшие полковники, майоры и капитаны, пожелавшие после расставания с погонами осесть поблизости от последнего места службы и сохранившие место в жилищной очереди родной воинской части, права на ежемесячную квартирно-компенсационную выплату не имеют. Вот эту явную несправедливость заявители и просили у Конституционного суда раз и навсегда устранить.
Надо сказать, что все пятеро отставников заканчивали военную службу в Москве и там же решили остаться после увольнения. Однако горвоенкомат, куда они обратились с заявлениями о квартирно-компенсационных выплатах, показал бывшим военным от ворот поворот. Пришлось искать правду в суде. Но несколько судебных слушаний закончились тем, что в удовлетворении финансовых требований истцам было отказано. Поэтому очередь дошла до жалоб в Конституционный суд.
Там при рассмотрении дела исходили из того, что гражданам РФ гарантируется равенство прав и свобод. А второй абзац пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» поставил бывших служивых из ведомственной жилищной очереди в заведомо неравное положение к их коллегам из муниципального квартирного списка. Учитывая эти и другие обстоятельства, КС постановил, что отдельные положения статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не соответствуют Конституции страны.
Следовательно, решения по делам А.С.Зорина, А.Г.Кожушного, Е.В.Лапшина, А.Е.Михайлова, Е.Т.Татаренкова и А.А.Тимошенкова подлежат пересмотру. То есть, подтверждено их право на получение ежемесячных компенсационных выплат за наем или поднаем жилья.
(«Российская газета»)