Как водится, в законе есть свои плюсы и минусы. Сначала о хорошем: вводятся предельные индексы роста платежей граждан за коммунальные услуги. Причем максимальное повышение тарифов на срок до трех лет для каждого субъекта Федерации будет устанавливать не регион (как сейчас), а федеральный центр. Это позволит сдержать аппетиты региональных коммунальных операторов.
К разряду хороших новостей можно отнести и крайне важные поправки, касающиеся капитального ремонта жилищного фонда. Как известно, существуют два сценария его финансирования. Первый - это принцип общего котла, когда собственники перечисляют деньги на счет регионального оператора, который является единственным распорядителем этих средств на территории субъекта Федерации. И после этого они могут не беспокоиться. Спите спокойно, вашими деньгами распорядятся чиновники по собственному усмотрению. Этот вариант, может быть, и хорош для ленивых собственников. Но пусть они не удивляются, если через 20-25 лет, когда дойдет очередь до ремонта их дома, им могут сказать - ну вот знаете, кризис, бюджет у нас дотационный, софинансировать у нас не было возможности. Короче, деньги из общего котла уже потрачены на приведение в порядок других домов, ремонт которых был запланирован раньше, и такое развитие событий, к сожалению, не исключено. Ведь жилищное законодательство не обязывает регионы софинансировать программы капремонта. В Жилищном кодексе сказано: софинансирование возможно, если в бюджете предусмотрены эти средства.
А вот второй сценарий финансирования - для активных собственников. К таким у нас относятся все жители бывших кооперативных квартир, которые уже, разумеется, все находятся в собственности. И эти граждане привыкли отвечать за свой дом. Причем там 100 процентов квартир в частной собственности, там нет муниципальной доли. В чем смысл второго варианта? Чтобы не попасть в общий котел, собственники должны открыть специальный счет на свой дом и собирать средства только на его ремонт. А не на ремонт жилого дома, расположенного, возможно, в другом районе или городе субъекта Федерации.
По прежним нормам на проведение общего собрания собственников, которое должно определиться со способом финансирования капремонта и выбором банка для аккумулирования средств, отводилось всего два месяца. Но сами понимаете - организовать такое серьезное мероприятие в столь короткие сроки нереально, особенно в периоды массовых отпусков. Теперь эти сроки увеличены с двух до шести месяцев. И это уже приемлемые временные границы. Кроме того, с четырех до восьми месяцев продлены сроки завершения всей процедуры - от проведения собрания до начала внесения взносов на специальный счет в банке.
Субъекты Федерации, на которые сейчас переложена вся ответственность за проведение капитального ремонта, должны принять соответствующие законы. В которых в том числе будет содержаться ответ на самый больной вопрос: а сколько мы будем платить? Каков будет размер этого обязательного взноса? Субъект Федерации своим законом установит конкретную цифру. К примеру, Белгород, который у нас «впереди планеты всей», уже установил. Сначала 7,40 рубля, а потом, после того как начались протесты граждан, взнос снизили до 5,90 рубля за квадратный метр.
Как видите, в основном проблемы 2014 года связаны с введением системы финансирования капитального ремонта.
До сих пор капитальный ремонт производился во многом за счет Фонда содействия реформированию ЖКХ. Его деятельность продлена до 2018 года, правда, в основном акцент ставится на снос аварийного жилищного фонда. Но финансирование капремонта из федерального бюджета пока тоже остается. Более того, в схеме общего котла первоочередное право остается за теми домами, перед которыми есть старые обязательства государства. Кто будет выполнять эти обязательства? Получается, в основном, собственники. В первую очередь наши взносы по строке «капремонт» пойдут именно на эти цели. Поэтому гражданам надо задуматься. Если им все равно, на что идут их деньги, то пожалуйста. А если нет, то тогда надо принимать решение и открывать счет для сбора денег на капремонт своего дома.
Вообще поправок по Фонду ЖКХ в Законе №417-ФЗ довольно много, но надо отметить ту, с которой трудно согласиться. А именно: что субъект Федерации вправе исключить из перечня домов, нуждающихся в капремонте, здания, где имеется не более двух квартир. Сегодня таких одноэтажных домов в России полно, было две коммуналки, стало две квартиры. С какой целью их исключают из программ капремонта? Только чтобы не портить статистику? Следовательно, они будут ремонтировать дом за свой счет. За какой? А если это как раз те самые старые дома, по которым существуют старые обязательства государства? В этом случае гражданам придется решать это только через суд.
Людмила ИВАНОВА