Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 07:51

Главная » 2011 » Июнь » 17 » «Мы выжили чудом»
16:21
«Мы выжили чудом»
Людмила Александровна Хавалкина, будучи женой офицера авиационного полка, в числе первых узнала о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину. Сегодня ей 92 года. На вопрос помнит ли она войну, хрупкая пожилая женщина, сначала тяжело вздыхает, а потом ее глаза наполняются слезами: слишком тяжелы воспоминания о том страшном времени. Но переборов нахлынувшие чувства, она начинает свой рассказ
Мы всей семьей жили в Эстонии, в городе Хаапсалу. В первый же день войны была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных. Призвали и моего мужа. Оставшись одна с двумя малолетними дочками на руках, я решила во что бы то ни стало добраться до родственников, живущих в Чувашии. Было страшно. Мысль о том, что придется проделать такой путь по пылающей от разрывающихся снарядов земле, внушала ужас. Но ради детей, я была согласна на все. И уже спустя несколько часов, прижимая к груди самое дорогое в жизни - своих дочерей, я разместилась на полу грязного товарняка вместе с другими эвакуировавшимися. Разве могла я - рядовая работница ателье, представить себе, что на мою долю выпадет столько испытаний! 
Состав тронулся, и нашими верными попутчиками стали голод и сквозняки, но все это меркло в сравнении с бомбежками. Как только в небе появлялись вражеские самолеты, старый машинист останавливал поезд и криком предупреждал о надвигающейся бомбежке, чтобы дать людям призрачный шанс на спасение. Помню, как в ужасе, давя друг друга в проемах, все бросались прочь из вагонов, стремясь под защиту редких деревьев и кустов. Помню брошенных детей у обочин, ревущих и зовущих родителей. И мертвых, сколько их осталось там, по пути к спасению. Страшно!.
В один из таких моментов я уже попрощалась с жизнью, настолько была мала надежда на выживание. Я знала, что сейчас начнут бомбить, и почти привычным движением выскочила из вагона. Отбежала, сколько смогла, повалилась наземь, накрыв телом младшую шестимесячную дочурку. Она вся притихла, даже не заплакала. И тут с высоты под гул мотора на меня обрушился шквал пуль. Они ложились вокруг моей головы короной, а я прижалась к земле и только молилась Богу. Рев стал отдаляться, видно пилот начал заходить на новый круг, но я боялась пошевелиться, и только приподняв голову, заметила, что он возвращается, заходя в бреющий полет. В это сложно поверить, но мне даже удалось разглядеть его бледное застывшее лицо. И снова выстрелы, снова крики и рыдания. Когда пыль осела, и я, обнимая детей, поднялась с земли, то впервые в жизни горячо благодарила Бога за спасение.
Мы снова тронулись в путь. К ночи добрались до маленькой деревеньки, там я и вышла. Только представьте, каково оказаться ночью в чужом месте, без пищи и пристанища. Я долго бродила с детьми по темноте, просилась переночевать. Но люди в страхе забились в свои дома и чужих не пускали. Так я добрела до окраины деревушки и постучалась в последний дом. И дверь открыли. Нас пустила к себе одинокая старушка, у которой я прожила почти месяц.
Оправившись от пережитого я нашла возможность связаться с родными из Чувашии, сообщила, что мы с детьми живы и направляемся к ним. На запряженной лошадьми телеге мы добрались до Нарвы. Затем наш путь лежал в Острогоржск Воронежской области, потом через Рязанскую область и деревню Букрино в Арзамас. И только летом сорок второго, спустя год от начала пути мы с детьми добрались до Чебоксар. Там нас встретил брат мужа. Увидев меня с двумя девчушками на руках, он расплакался, настолько жалко мы выглядели, измученные тяжелой и опасной дорогой.
Сейчас Людмила Ивановна живет в Казани. Послевоенная жизнь сложилась удачно. Муж вернулся с войны. У дочерей родились дети, у тех в свою очередь тоже. В воспитании  внуков и правнуков бабушка принимала самое активное участие. И теперь, сидя в своем любимом кресле, в кругу большой семьи, Людмила Ивановна редко рассказывает о тех испытаниях, которые выпали на ее долю. Но близкие хорошо знают и всегда будут помнить, чем они обязаны своей любимой маме и бабушке, сумевшей выжить в военное лихолетье и подарившей им жизнь.
Ольга СКОЛУБИНА
 
Категория: О ветеранах войны | Просмотров: 1298 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 1.0/1
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика