«Я, может, только жить начинаю - на пенсию перехожу», - эти
слова знаменитого почтальона Печкина из Простоквашино сегодня готов повторить
далеко не каждый новоиспеченный отечественный пенсионер. Но какие бы чувства не вызывало наступление пенсионного
возраста, приходит время оформлять пенсию, и тут уж ничего не поделаешь.
Минздравсоцразвития России протянуло руку помощи будущим пенсионерам, приняв
документ, который должен помочь сделать это в более комфортных условиях
Своим приказом от 12.12.2011 №1521н Минздравсоцразвития утвердило Административный регламент, согласно которому,
Пенсионным фондом РФ предоставляется государственная услуга по приему и
регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными
законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном
пенсионном обеспечении». Регламент представляет собой совокупность правил,
которые определяют порядок работы и поведение сотрудников Пенсионного фонда при
обращении граждан за назначением пенсий, ее перерасчете, и переводе с одной
пенсии на другую.
Процедура назначения пенсии не должна теперь занимать более
1 часа 40 минут. Максимум 50 минут должно уходить на ожидание в очереди. Еще
столько же - на проверку документов, регистрацию заявления и выдачу расписки
сотрудником. Таковы требования нового Административного регламента,
регулирующего работу ПФР. Но как было подсчитано, что именно по 50 минут
требуется потратить на стояние в очереди и на подачу документов, понятное дело,
в документе не сказано. Откуда такая цифра? Она научно обоснованна или взята с
потолка? Но, как бы то ни было, большинству будущих пенсионеров потратить
столько времени в Пенсионном фонде будет не только жалко, но и дискомфортно.
Как показали недавние исследования одной из британских компаний, люди начинают
терять терпение всего лишь через 2,5 минуты стояния в очереди, уже через 150
секунд 60 процентов из них всячески проявляют свое нетерпение, а через 5
минут 50 процентов людей предпочли бы
уйти.
Новый Административный регламент предлагает и альтернативу
стоянию в очереди: он позволяет подать документы в электронном виде через
портал госуслуг (www.gosuslugi.ru), заполнив специальную интерактивную форму.
Однако пока это невозможно - до 1 июля портал работает не в полную силу.
Препятствием также может стать неумение пользоваться компьютером.
И, как бы ни хотелось, процесс оформления пенсии на практике
оказывается небыстрым и достаточно хлопотным - придется собрать кучу бумажек.
Каких - тоже сказано в новом регламенте, которым определен перечень документов,
направляемых в территориальные органы ПФР вместе с заявлением. Но, несмотря на
это, думаю, несколько раз сбегать в Пенсионный фонд, чтобы все уточнить,
все-таки придется. Мало кому удается с первого раза принести полный пакет
документов. Почти всегда оказывается, что чего-то не хватает. На мой взгляд,
это происходит потому, что при первой консультации специалисты перечисляют
общий для всех набор документов, детально не вникая в ситуацию. Таким образом,
последующая встреча, как бы запрограммирована.
Поэтому обратиться в пенсионный фонд лучше заранее, но не
раньше, чем за месяц до возникновения права на пенсию. Надо иметь в виду, что
пенсия назначается с даты принятия заявления, но не раньше наступления пенсионного возраста. Правда,
регламентом разрешается донести недостающие документы в течение трех месяцев, и
тогда пенсию назначат со дня принятия заявления, о чем в этом случае говорится
в расписке-уведомлении, которую каждый гражданин получает на руки после подачи
в ПФ заявления и документов.
А еще новый Административный регламент обязывает чиновника
быть вежливым. Он устанавливает даже правила телефонного разговора: сотрудник
фонда обязан представиться: назвать фамилию, имя, отчество, должность,
наименование территориального органа ПФР и отдела, в котором работает. (Что,
кстати, у нас в республике почти нигде не выполняется). Так же по телефону
гражданину обязаны предоставить исчерпывающую информацию и о сроках подачи
заявления, и о необходимых документах, и о нормативных правовых актах,
регулирующих вопросы приема и регистрации заявлений. (Эти требования у нас
выполняются, но только частично).
Во время разговора чиновник должен следить за своей дикцией,
не отвлекаться на параллельные разговоры с окружающими и не прерывать разговор
из-за другого звонка. При этом сотрудник вправе перевести звонок на другое
должностное лицо, если заданные вопросы не в его компетенции. Установлено и
ограничение: телефонный разговор не должен продолжаться более десяти минут.
Общая информация о необходимых документах для оформления
пенсии должна быть размещена на стендах, оборудованных при входе в помещения
всех территориальных органов ПФР, на интернет-сайте фонда, едином портале
государственных и муниципальных услуг (функций) www.gosuslugi.ru,
распространяться в брошюрах, буклетах и т.д. (А вот эти требования во всех
подразделениях ПФР по РТ выполнены).
В Регламенте также прописано время, в которое сотрудники
Пенсионного фонда и его территориальных отделений обязаны принимать граждан и
их представителей по вопросам предоставления госуслуги. Это все рабочее время
чиновников с понедельника по пятницу, исключая обеденный перерыв. В документе
четко сказано, что: «Прием граждан (их представителей) по вопросу
предоставления государственной услуги осуществляется: в будние дни с 9.00 до
18.00; по пятницам - с 9.00 до 16.45; обеденный перерыв с 13.00 до 13.45; кроме
выходных и праздничных дней.
То есть определять какие-то специальные дни для приема от граждан заявлений об
установлении пенсии чиновники на местах не вправе. А вот с этой позицией в
нашем регионе не все в порядке, потому как прием в пятницу ведется только до
обеда. На сайте отделения Пенсионного фонда РФ по РТ указано, что в районах и
городах Татарстана с понедельника по среду работники принимают посетителей с 9
до 17 часов, а в четверг в дежурном режиме с 17 до 18 часов.
Правда,
Пенсионный фонд открыт и в субботу с 8 до 12 часов, только пенсию в этот день
не оформляют. Зато в Татарстане уже давно практикуется рассылка приглашений
будущим пенсионерам прийти в ПФ на
прием и запись по телефону. Теперь
записывать граждан на прием по телефону разрешает и новый документ.
Разработчики Административного регламента позаботились также
о комфорте посетителей. Согласно документу, помещения, где принимают граждан,
должны размещаться преимущественно на нижних, предпочтительнее на первых этажах
зданий, с предоставлением доступа в помещение инвалидов-колясочников. В зданиях
высотою свыше двух этажей следует предусматривать лифты, которые должны иметь
кабину размером не менее 1,1 х 1,5 м. Около здания должны быть специальные
места для парковки транспортных средств, помещения должны быть оборудованы
пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечены беспрепятственное
передвижение и разворот инвалидных колясок, размещение столов для инвалидов в
стороне от входа с учетом беспрепятственного подъезда и поворота колясок. При необходимости
помещение для ожидания должно быть оборудовано системой кондиционирования
воздуха, а также иметь достаточное количество стульев и столов, компьютер.
В отдельных случаях, если гражданин не может сам подать
заявление об установлении пенсии, административный регламент допускает выезд
специалиста к нему на дом.
И наконец, в Регламенте прописан порядок внесудебного
обжалования действий территориального органа Пенсионного фонда на любом этапе
после обращения за назначением пенсии. Жалоба подается в территориальный орган
ПФР. Если жалоба руководству органа ПФР не возымела действия, гражданин вправе
обратиться в вышестоящий орган, а затем и в центральный аппарат Пенсионного
фонда РФ. Он также может обжаловать действия ПФ в судебном порядке.
Административный регламент вступил в силу с 9 апреля, но, к
сожалению, по реакции рядовых сотрудников Пенсионного фонда видно, что они с
ним совершенно не знакомы. А жаль, потому что ошибки, которые они допускают,
больно отражаются на пенсионерах. Мало того, что многих будущих пенсионеров
ждет смешная пенсия от «забавного» оклада, но если еще и оформление ее может
принести массу неудобств и впустую потраченное время, то понятно, что
позитивных мыслей о старости все это, конечно, не вызывает. Но хотелось бы
все-таки знать, как долго наши граждане, выходящие на пенсию, еще не смогут
разделить радость по этому поводу с почтальоном Печкиным? Вопрос пока остается
без ответа.
Ирина СИБИРЯКОВА
|