По закону об обязательном медицинском страховании (ОМС) с 1 мая 2011 года был введен медицинский полис единого образца. Но по этому же закону все полисы, полученные до 1 января 2011 года, тоже действительны за исключением тех, чей срок действия истек до этой даты. Если же старый полис бессрочный или дата окончания его действия после 1 января 2011 года, то им можно пользоваться. Никаких сроков, ограничивающих его замену, нет. И люди могут спокойно, никуда не торопясь, выбрать страховую медицинскую организацию и поменять полис тогда, когда посчитают нужным. А новые медицинские полисы не имеют срока годности. Но люди обычно узнают о сроках годности полиса в момент обращения к врачу. И если вдруг человек, заболев, неожиданно для себя обнаружит, что срок действия полиса истек до 1 января 2011 года, в экстренном случае медпомощ все равно будет оказана. Она оказывается всем и всегда, даже если полиса нет вовсе. Что касается плановой медпомощи, новый полис в этом случае нужен. Человеку достаточно обратиться в любую страховую медицинскую организацию, написать заявление на получение полиса, ему сразу выдают временное свидетельство, которое подтверждает факт изготовления ему медполиса. И уже по этому временному свидетельству он может обратиться к врачу. Если страховая медицинская организация уходит с рынка, то информация об этом должна появиться в СМИ. Плюс страховая компания должна уведомлять людей о своем уходе. И с этого момента людям дается два месяца на то, чтобы выбрать другую страховую медицинскую организацию. Тех, кто это не сделает, «молчунов», территориальный фонд ОМС передаст в другую страховую компанию. По закону он должен пропорционально распределить неопределившихся застрахованных между страховыми организациями, работающими в регионе. Человек в итоге может даже не знать, что у него теперь другой страховщик, но это совсем не помешает ему обратиться в медучреждение и получить помощь. Если вдруг человеку по какой-то причине отказывают, он может обратиться в свою страховую компанию (если она поменялась, название новой можно уточнить в фонде) или в фонд ОМС, и его права будут восстановлены. У страховой компании есть договоры со всеми лечебными учреждениями. Ключевая роль страховой компании - это защита прав пациентов. За каждое свое застрахованное лицо она получает определенное финансирование, за счет которого осуществляет оплату оказанной медицинской помощи, поэтому она заинтересована в том, чтобы у нее было как можно больше застрахованных, тогда у нее будет больше финансовых ресурсов. И если медпомощь оказывается некачественно, страховая компания имеет право применить штрафные санкции к лечебным учреждениям и принимать другие меры. На недобросовестность страховой компании можно пожаловаться в территориальный фонд ОМС, а если вы будете не согласны с его выводами и не считаете, что страховщик и территориальный фонд приняли адекватные меры по защите ваших прав, - можно обратиться в Федеральный фонд. Менять страховую компанию, если вас не удовлетворяет качество ее работы, можно раз в год. Екатерина НАБИЛКИНА, юрист
|