Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 23.04.2024, 23:55

Главная » 2014 » Май » 22 » Не пропустите первые симптомы
12:38
Не пропустите первые симптомы

С академиком РАН, президентом Общероссийской 
общественной организации«Ассоциация ревматологов России», директором ФБГУ «НИИР им В.А.Насоновой» РАМН, гавным внештатным специалистом-ревматологом Минздрава России, профессором Евгением Львовичем Насоновым мы встретились во время «Салиховских чтений» по проблемам ревматологии, проходивших в Казани в середине апреля. Евгений Львович любезно согласился дать интервью для нашей газеты, в котором рассказал о причинах и современном лечении такого грозного заболевания как ревматоидный артрит

 - Евгений Львович, какова статистика распространения ревматических заболеваний в нашей стране?
- К сожалению, на сегодняшний день статистика неутешительна - ревматическими заболеваниями страдает каждый десятый человек. Например, ревматоидному артриту подвержены около 700 000 человек. Если учитывать еще пациентов с болезнью Бехтерева, которая в результате воспаления межпозвонковых суставов приводит к неподвижности позвоночника, то всего в России порядка 1500000 - 2000000 больных, нуждающихся в длительной терапии. Исходя из статистики, эти заболевания поражают активное и трудоспособное население нашей страны. Конечно, это очень большая социальная проблема для России.
- Каковы причины возникновения ревматоидного артрита?
- Причин возникновения ревматических болезней много. С одной стороны, это факторы внешней среды, а с другой - определенные предрасположенности к развитию заболевания, вредные привычки. Так, например, многие люди страдают ревматическими болезнями, как бы банально это не звучало, из-за курения. Именно курение зачастую является «возбудителем» заболевания. Это было доказано в ходе больших и серьезных исследований. 
Ревматическим болезням подвергаются люди в самом расцвете сил - между 35-45 годами, и в зоне большого риска стоят именно женщины. Все дело в женских половых гормонах, обладающих иммуностимулирующим эффектом. Кроме того, причинами возникновения ревматических болезней могут быть избыточная масса тела, различные инфекции, внешняя среда и генетическая предрасположенность. Есть четкие показатели, которые говорят о том, что количество артрозов намного выше в тех странах, где распространен метаболический синдром, который выражается в нарушении всех видов обмена  - углеводного, жирововго и минерального, что приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям и диабету.
- Как определить первые симптомы ревматоидного артрита? Когда нужно обратиться к врачу?
- Ревматоидный артрит относится к разряду опасных и «коварных» заболеваний, потому что аутоиммунный процесс, т.е разрушение нормальных тканей в результате ошибочного распознавания имунной системой начинает свое действие исподтишка. Например, человек может уже болеть, совершенно не зная об этом, так как это никаким образом не отражается на состоянии здоровья. Иногда аутоиммунные нарушения начинаются за несколько десятков лет до клинических проявлений.
Обнаружить болезнь на ранней стадии ее развития очень сложно, но стоит обратить внимание на такие симптомы, как припухлость суставов, воспаление, поражение нескольких суставов кистей рук, утренняя скованность - если трудно взять кружку, не проходящая в течение трех-четырех недель. Если же вдруг начинают болеть мелкие суставы кистей, допустим, у женщин среднего возраста, то существует вероятность, что это может быть началом ревматоидного артрита. Если говорить о болезни Бехтерева, то стоит обратить внимание, в первую очередь, на боль в спине. 
Любое ревматическое заболевание достаточно хорошо поддается лечению в начале своего развития. Если мы обнаруживаем у пациента раннюю стадию заболевания (хотя бы первые полгода), у него благоприятные перспективы, а если уже позже, какие бы мы не использовали инновационные дорогостоящие лекарства, прогноз все равно становится хуже.
- За последнее время появились ли какие-нибудь новые методы диагностики?
- Несмотря на колоссальные лабораторные достижения, невероятные компьютерные средства диагностики, на первом месте все равно стоит контакт врача и больного.  Давно используются в медицинской сфере УЗИ и МРТ, а сегодня они уже отлично адаптированы для того, чтобы эффективно и правильно изучать воспаления в суставах. Для этого существуют специальные программы, режимы и датчики. 
Буквально недавно, пять лет назад, врачи активно использовали рентген суставов для диагностики ревматоидного артрита, но рентген дает картину лишь поздней стадии болезни. Сегодня выявлены новые антитела, характеризующиеся повышенной чувствительностью для ранней диагностики ревматоидного артрита. С их помощью можно прогнозировать и течение заболевания.
- Вы сказали, что ревматическим заболеваниям подвергаются люди в самом расцвете сил...  
- Конечно, ревматоидный артрит - это действительно очень тяжелое заболевание, но ни в коем случае нельзя отчаиваться. Необходимо четко следовать указаниям врача. Надо проявить стойкость и мужество, ведь при таком заболеваний пациенты испытывают боли практически пожизненно, но сегодня замечено значительное улучшение процесса диагностики и рациональное использование методов лечения. После этого реабилитация проходит значительно лучше, и уровень жизни пациентов с ревматоидным артритом становится выше.
- Можно ли достичь ослабления или полного исчезновения проявления болезни или, как говорят врачи, ремиссии? Если да, сколько она может длиться?
- Еще чуть более десяти лет назад нашей задачей была не ремиссия, а снижение прогрессирования болезни, улучшения качества жизни больных. А не так давно главной целью лечения стала именно ремиссия. Сегодня она является одним из важных направлений в медицине. Допустим, врач, осмотрев пациента, утверждает, что стадия болезни его перестала быть активной. Достиг ли больной при этом настоящей ремиссии, сказать трудно. Могу утверждать, что при грамотном и своевременном лечении пациентов с использованием генно-инженерных биологических препаратов и базисной терапии, ремиссии достигают 40-50% больных. Кроме того, примерно 10% пациентов могут достигнуть ремиссии и безлекарственным путем.
- Проводятся ли какие-то меры по снижению уровня инвалидности и улучшению качества жизни пациентов?
- Конечно, технологии не стоят на месте. За последние десять лет произошел колоссальный прорыв в ревматологии. Появились высокотехнологичные препараты, полученные генно-инженерным путем. Мы пришли к выводу, что грамотное, правильное их применение, несомненно, снижает необходимость протезирования суставов. 
Однако высокотехнологичные препараты на практике применяются не более десяти лет, поэтому преждевременно и сложно говорить, как это влияет на продолжительность жизни пациентов. В 90-х годах, когда у нас еще не было высокотехнологичных препаратов, мы назначали противовоспалительную терапию на стадии развития заболевания. 
С 90-х по 2000-е годы наблюдается стремительный курс на увеличение продолжительности жизни и понижение уровня инвалидности. У меня есть четкое убеждение, что разумный подход к практике лечения и высокотехнологичные препараты могут иметь силу и влияние на снижение инвалидности и продолжительность жизни.
- В этом году финансирование взрослой ревматологии перешло на систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Что вы об этом думаете?
-  Система ОМС в принципе позитивная. Проблема заключается только в том, как заработает эта система финансирования за счет ОМС. Например, сейчас финансовые средства есть, но они могут закончиться во второй половине года, и какие тогда будут предприняты шаги, пока неизвестно. Ясно только одно - за финансированием должно стоять государство. С начала работы этой системы прошло всего несколько месяцев, поэтому говорить об этом пока преждевременно. 
Система квот на высокотехнологическую медицинскую помощь (ВМП) изначально была несовершенна, потому что на каждое использование высокотехнологического препарата, который стоит приблизительно 40000-60000 рублей, необходимо было получить новую квоту. Мы неоднократно писали в Минздрав о том, чтобы нам дали квоту хотя бы на полгода. Получалось так, что, если препарат вводился один раз в две недели, то каждая инъекция - это новая квота. Таким образом, мы постоянно сталкивались с трудностями.
Сейчас все по-другому - система ОМС предполагает оплату курсов лечения. В месяц ОМС выделяет на пациента 118 тысяч рублей - это достаточная сумма. Финансирование происходит по законченному случаю, то есть сначала мы должны ввести пациенту препарат, а потом только происходит оплата. 
- На ваш взгляд, какое будущее у ревматологии?
- Я думаю, что будущее стоит за ревматологической службой, работа которой могла бы быть направлена на улучшение ранней диагностики и правильное и своевременное назначение новейших препаратов. Уверен, что в ревматологию придут новые высококвалифицированные специалисты, врачи поверят в возможность изменения в лучшую сторону, а пациенты доверятся медицине, поскольку многие потеряли веру в то, что современная медицина может реально помочь.
Ирина СИБИРЯКОВА

 

Категория: Острая тема | Просмотров: 1028 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика