Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 25.04.2024, 12:08

Главная » 2012 » Октябрь » 19 » «Не знаю, скоро ли вернусь домой...»
10:44
«Не знаю, скоро ли вернусь домой...»
В июне вместе с известным поисковиком Михаилом Черепановым на легендарный Невский пятачок отправились учителя и ученики казанской гимназии №139. Наша газета уже сообщала о том, что было установлено имя еще одного пропавшего без вести солдата, рассказывает учитель истории Лиля Надировна Блохина
Для меня эта история началась с вещего сна. За две недели до поисковой экспедиции на Невский Пятачок Ленинградской области мне приснился медальон - черный пенальчик на песчано-земляном отвале. Как хорошо, что я тогда всем об этом рассказала, кто бы мне потом поверил, что это стало сном в руку? Но на этом мистические явления не закончились.
Идет первый поисковый день в районе бывших деревень Московская Дубровка и Арбузово. Устав от многочасовых безрезультатных поисков, я взмолилась: «Ты хоть подскажи, где тебя искать?». В ту же секунду, недалеко от меня с треском упала шишка и именно на этом месте я начала искать «своего солдата»... Уже через 5 минут показалась застежка от плащ-палатки, потом звездочка от пилотки, а на следующий день в отвалившемся от края раскопа куске земли я нашла медальон! Понять переполняющие тебя в этот момент чувства может только человек, побывавший в экспедициях, знающий, насколько это редкая находка. Именно поэтому вокруг меня радостно кричали «Ура!» сбежавшиеся с соседних раскопов поисковики.
Чулпан Нурутдиновна, также учитель нашей школы, начала объяснять ученикам, на какой глубине надо вести раскопки и в этот момент мы с ней вспомнили, что сон оказался в руку. Но в голове с этой секунды бешено пульсировала мысль - только бы медальон оказался заполненным, только бы «мой солдат» не остался безымянным, как десятки тысяч других, так и не вернувшихся с войны.
«Ну, с Богом…», - тихо произнес поисковик «Невской оперативной группы» Сергей Громов, бережно отворачивая крышку медальона. Мы перестали в эту секунду дышать…и вдруг громогласный крик «Есть!», накрыл наш лагерь - медальон оказался с вкладышем!
«Бланк стандартный, прочитается обязательно» - радовался и вселял в нас надежду Михаил Валерьевич Черепанов. Медальон для прочтения отдали Сергею Громову. Оставалось надеяться и ждать…
И наконец, раздался телефонный звонок, которого мы так ждали. «Лиля записывай, - сказал Громов, - Коньшин Александр Федорович, 1908 года рождения, уроженец деревни Важ-Пашня Кудымкарского района Пермской области. Жена - Ольга Степановна. Мобилизован 14 сентября 1941 года. Пропал без вести в ноябре 1941 года».
Слезы навернулись на глаза. Теперь он - не пропавший без вести. Теперь «наш солдат» обязательно «вернется» домой, туда, где верили в его возвращение и очень ждали. И куда он сам так хотел вернуться. Его внуки и правнуки должны знать, где погиб их дед, теперь они смогут приехать на ленинградскую землю и возложить цветы к обелиску «Героям Невского пятачка», в 50 метрах от которого найдены останки солдата. Они должны гордиться и хранить память о нем.
В Казани удалось установить, что у погибшего солдата было 5 детей. Три дочери живы: 73-летняя Капитолина Александровна живет в Москве, 74-летняя Августа Александровна - в Бресте. Но мы определились сразу, что передавать медальон и личные вещи бойца Александра Коньшина поедем к его дочери Тамаре Александровне, которая так и осталась жить на Родине отца, в деревне Важ-Пашня Кудымкарского района Пермской области.
Наш «малый десант» учителей - я, Юлия Муллахметова и Чулпан Гимадеева - «высадившись» в обед в Перми, еще полдня добирался до уральской деревушки. Но сердце грела мысль, что скоро мы увидим те места, где родился и вырос «наш солдат», который за дни поиска стал для нас таким родным. Подвез нас в деревню сосед Коньшиных - Станислав Васильевич Ильин, отец которого тоже пропал без вести в 1944 году.
«Вот он дом, где живет Тамара Александровна, - сказал Станислав Васильевич, остановив машину у дома, похожего на старинную шкатулку, украшенную деревянными кружевами наличников.
Волнительно было заходить в дом, где жил и откуда ушел на фронт Коньшин. Проходим в небольшой зал. Печка, старинное резное зеркало, сундук, а на стене меж окон фотографии Александра Федоровича и его жены Ольги Степановны. С довоенной фотографии на нас смотрит серьезный молодой человек в буденовке со звездой. И похоже это была та самая звезда, которую мы нашли.
«Поженились они, когда маме было 20, а папе 21 год, - начала свой рассказ Капитолина Александровна, глядя на фотографии. - На войну его призвали 13 июля. Мама проводила его до моста, а дальше их повезли в военкомат в поселок Белоево. Мама умерла в 98 лет, так и не выйдя снова замуж - всю жизнь его ждала…». «Когда папа уходил на фронт, - вспоминает Тамара Александровна, - старшей сестре было 7 лет, мне лет 5, Августе - 3, Капитолине - 1 год 7 месяцев, Пете - 7 дней… Я всю жизнь помню вкус и цвет яблок, которые приносил папа… После войны солдаты стали возвращаться. У соседей 3 брата вернулись. Еще один сосед Александр вернулся в 1946-м. Они плачут, и мы плачем. А он нам: «Не плачьте. Я же вернулся, и ваш обязательно вернется». «От отца пришло всего 3 письма, - добавляет Капитолина Александровна, - я их читаю, а впечатление такое, что он скоро приедет».
Из первого письма А.Ф. Коньшина:
«Здравствуйте, дорогие жена Ольга Степановна и мои любимые дети Надя, Тамара, Ава (Августа), Капа и Петя. Шлю вам сердечный привет и всего наилучшего в жизни. Получил я ваше письмо, которое было написано 23 июля, 31 июля я получил, за которое сердечно благодарю…». Забота о семье сквозила в каждом предложении: «Насчет теленка сама знаешь - по 8 рублей за кг - это очень дешево, и барашков надо поискать и заколоть, а то потеряются даром. Оля, когда будешь выходить на работу, вещи, которые получше, надо сложить в ящик, который стоит в чулане, ключ в чулане над дверью… Сложи пальто и пару сапог… Оля, заставь кого-нибудь вычистить ружье и чтобы смазали потолще и положи его тоже в ящик. Дробь и порох тоже, а то дети растаскают. Одежду нафталином… Ольга, заставь написать заявление (у Ольги Степановны был 1 класс образования) о получении пособия на ребят. Они должны выдать со дня мобилизации с 13 июля…» Все письма Александра Федоровича были написаны карандашом, может быть тем, обломок которого Юля нашла в раскопе.
Из второго письма А.Ф. Коньшина:
«…Оля, я долго не писал, было некогда. Находился в боях. А сегодня пока не в бою. Отдыхаем в Ленинграде и решил написать, что я еще пока жив, здоров, только у меня не выходят из ума жена и дети, которых я очень люблю и на сердце очень тяжело, но ничего не поделаешь. Может, одолею, но только скоро, наверно, дома не придется побывать. Город Выборг сдали… А на сердце лежит камень, но не тоскуйте и духом не падайте, я вашу жизнь знаю, приходится не легко. Но терпите, каково уже есть. Тогда жить будем по старому, может быть и лучше. Оля, передай поклоны… всем родным и знакомым… Я увидел на фронте, как воют над головой, визжат пули, а рядом рвутся снаряды. Писал ваш муж, а детям отец, который любит вас. А. Коньшин 3 сентября 1941 года. Адрес не пишу. Наверно, отправят на другое место.»
Последнее письмо было самым длинным, как последнее наставление детям. Читая его вслух, Тамара Александровна плакала: «Здравствуйте, милая жена Ольга Степановна, милые дети Надя, Тамара, Ава (Августа), Капа и Петя. Шлю я вам свой пламенный привет и желаю всего хорошего в жизни… Нас перебрасывают с места на место. Были в Финляндии, в г.Выборге… потом нас перебросили на берег Ладожского озера… оттуда перевезли в Ленинград… Нас опять перебросили на берег Невы (25 км от Ленинграда), где мы в настоящее время уже 11-е сутки… Как здоровье ребят? Наверное, уже забыли? Но я забыть вас никогда не могу, только вас забываю, когда крепко засну, а то все время из ума не сходите. Только одна дума - останусь я в живых или нет. Сказать вперед не могу. На сердце лежит камень. Пока еще все минует. Не знаю, как будет дальше… Еще пишу письмо отдельно Наде, Тамаре и Аве. Здравствуйте, милые дети. Шлю я вам горячий привет и тысячу раз целую вас. Теперь я от вас далеко. Но не знаю, скоро или нет вернусь домой. Надя, Тамара и Ава, как слушаете маму? Хорошо или нет? Ежели слушаете плохо, то надо слушать маму хорошо, она вас будет пуще любить. Ну как урожай в огороде? Выросли ли горох, огурцы, капуста, картошка, морковь, калига(брюква)? Наверное, горох, репу, морковь вы любите? Кушайте, детки. Это ваша работа детская в огороде. Мне напишите. Оля, напиши мне, как насчет продовольствия? Могла или нет поставить сколько-нибудь сена? И как дают паек в сельпо? Почем хлеб на рынке? Сколько выдают пособия и как и где наши ребята, которых взяли в армию…Ну пока, до свидания. Пока жив, здоров. Твой муж Александр Федорович Коньшин. 14 сентября 1941 года.»
Последнее письмо датировано 14 сентября.
В ночь на 21 сентября, по приказу нового командующего Ленинградского фронта Г.К.Жукова, на левый берег Невы переправится 576-й батальон 115 стрелковой дивизии и батарея 76-мм орудий, приняв встречный бой в районе д.Московская Дубровка и Арбузово. Так начнется одна из самых кровавых битв Великой Отечественной войны - битва за Невский Пятачок - участок земли размером один километр на полтора. За эту пядь родной земли погибнут десятки тысяч солдат и офицеров, среди которых оказался и Александр Коньшин. Судьба десятков тысяч героев Невского пятачка - остаться без вести пропавшими. До сих пор лежат они в этой многострадальной земле, веря и надеясь «вернуться» домой, ожидая каждый «своего поисковика». «Не знаю, скоро или нет вернусь домой…» - писал Александр Федорович.
Кто знал, что только через 70 лет он окажется там, куда так рвалась его душа.
Категория: О ветеранах войны | Просмотров: 1507 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика