Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 19:23

Главная » 2011 » Сентябрь » 16 » Невский пятачок стал великой братской могилой
13:18
Невский пятачок стал великой братской могилой
В ночь с 19 на 20 сентября 1941 года советские войска смогли, наконец, переправиться через Неву и закрепиться в районе Невской Дубровки. Попытки дальнейшего наступления для соединения с войсками Волховского фронта успехом
не увенчались. Этот плацдарм на левом берегу Невы назвали Невским пятачком из-за
его сравнительно небольшого размера: 2 км вдоль Невы и 800 метров от береговой линии
Плацдарм Невский пятачок - одна из самых героических и трагических страниц отечественной военной истории. Это место одной из самых кровопролитных битв в новейшей истории: по подсчетам историков, в сутки на эту землю падало 52 тысячи бомб и снарядов. На этом участке побережья Невы в 1941-1943 годах войска Ленинградского фронта около 400 дней пытались прорвать блокаду Ленинграда.
 Именно этим трагическим событиям посвятил очередное заседание в Музее-Мемориале Великой Отечественной войны в Казанском кремле его заведующий Михаил Черепанов. Михаил Валерьевич пригласил в музей одного из участников сражений на Невском пятачке кавалера ордена «Наша Победа» Геннадия Николаевича Жукова. А встретиться он должен был с учениками гимназий №№6, 96 и 139, начинающими поисковиками, которые уже сделали первые шаги под руководством Михаила Черепанова в поиске останков неузнанных и до сих пор не погребенных героев Великой Отечественной войны. Понятно, что эта встреча с живым участником тех страшных боев была для них особенно интересной.
Геннадию Николаевичу было всего 17 лет, когда он по собственному желанию пошел на фронт. И сразу попал в самое пекло - на Балтийский флот в Кронштадт. По свидетельству историков из 100 таких же мальчишек, попавших на Невский пятачок, остался в живых только каждый третий.
Но до Ленинграда еще надо было добраться. «В августе 1942 года, - вспоминает Геннадий Николаевич, - когда меня призвали в армию, город был уже в плотном кольце немцев. Остался только узенький коридор, через который мы вышли к Ладожскому озеру. Нам приказали укрыться в кустах, замаскироваться и не курить. А еще лучше закопаться в песок. Помню, мы пролежали целый день, так как двигаться можно было только ночью, чтобы не попасть под постоянный обстрел с воздуха».
Потом мобилизованных отправили в Ленинград в Кронштадт, куда они добрались только чудом под не прекращающимся фашистским огнем. В Кронштадте Геннадий Николаевич закончил школу связистов. Эта тема была ему знакома и интересна. Еще, будучи пионером, он изучал радиодело в кружке в Доме пионеров, который находился в то время на улице Чернышевского. Позже учился в училище имени Попова, и в свободное время подрабатывал киномехаником. Одним словом, он прекрасно разбирался в радиостанциях, и связистом стал по зову души.
Свое боевое крещение связист получил в холодном Балтийском море в ноябре 1942 года. Их катер вышел в боевой дозор и должен был держать связь с военно-морской базой Кронштадта. Их судно наткнулось на одну из мин, которыми немцы обложили вход в Финский залив со стороны Балтийского моря. И все, кто находился на катере, оказались в ледяной воде. «Я вырос на Волге, - вспоминает Геннадий Николаевич, - не раз переплывал Волгу, поэтому не растерялся. Но в это время над нами показался немецкий самолет и пошел на бреющем полете прямо на нас. Кто-то крикнул: «Ныряй под воду!», и я тут же нырнул. Снаряды били по воде и отскакивали от нее рикошетом. Этого немцу показалось мало, и он снова пошел на нас с атакой, и мы снова нырнули под воду». Но выплыть на поверхность смогли далеко не все: то ли плохо плавали, то ли вода была слишком холодная. А оставшихся подобрал катер из Кронштадта, и на берегу их тут же отправили в госпиталь.
Вскоре после лечения Геннадий Николаевич попал в действующую армию - связистом в 102-ю отдельную стрелковую морскую бригаду. С этой морской бригадой молодой боец и отправился на Невский пятачок, чтобы участвовать раз за разом в попытке прорвать блокаду голодного города и соединиться с Волховским фронтом.
Но до этого было еще очень далеко. На Невском пятачке велись жесточайшие бои: ни на один час не прекращались сражения. По разным источникам, потери Красной армии убитыми и ранеными в ходе всей операции по прорыву обороны противника в районе Невского пятачка составили от 65 до 200 тысяч человек. Подсчитано, что на каждом квадратном метре «пятачка» пали убитыми 17 человек, а в день погибало до 700 солдат.
И каждая такая попытка прорвать блокаду со стороны пятачка заканчивалась, по словам ветерана, кровавым месивом, земля в буквальном смысле слова горела под ногами.
Но и фашисты страшно боялись советских солдат. В ужас их приводили матросы в черных бушлатах, которых они называли «черная смерть». Задачей же Геннадия Жукова было держать связь с передовой, со штабом не только своей бригады, но и соседними, чтобы знать, как обстоят там дела и не нужна ли им помощь.
И все-таки он дошел до Синявинских высот и участвовал в прорыве блокады в 1943 году. Молодой парень оказался в числе троих живых, а не ста, оставшихся на Невском пятачке навсегда.
До сих пор каждое лето на той «огненной» земле находят останки непогребенных бойцов Красной армии и вермахта. Когда Михаил Черепанов с сыном Вячеславом первыми из казанских поисковиков в 1996 году приехали на Невский пятачок, им не разрешали там вести раскопки. Сказали, что здесь находится братское кладбище солдат, умерших от ран! И только год спустя казанские поисковики вместе с коллегами из Санкт-Петербурга начали работу по розыску и захоронению безымянных до сих пор героев Великой Отечественной.
На встрече 7 сентября присутствовали и студенты, которые участвовали в раскопках на Невском пятачке. И именно на них и других молодых поисковиков надеется Михаил Черепанов в своей поисковой работе. Он уверен, что Геннадий Николаевич и другие ветераны войны должны знать, что поиск не остановится, пока  каждый погибший солдат не будет захоронен с воинскими почестями.
Миляуша САЛИМЗЯНОВА
Категория: О ветеранах войны | Просмотров: 3506 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 5.0/1
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика