Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 22:40

Главная » 2023 » Январь » 23 » О человеческом капитале
07:11
О человеческом капитале

С нового года российское правительство снова подняло размер прожиточного минимума
В СМИ давно опробован такой незатейливый прием: журналист или общественный деятель берется прожить месяц (дольше обычно не выдерживают) только на сумму ПМ. В течение этого месяца он регулярно  публикует отчеты: что и почем купил, как пытался втиснуться в жесткий бюджет. У некоторых даже получается. Как правило, ценой резкого похудения. Большинство же приходит к вполне очевидному выводу: прожить на ПМ, особенно если платить по счетам ЖКХ, за интернет, связь и транспорт, покупать какую-либо одежду, бытовую химию, не говоря о всяком там кино, - невозможно. Тем более если «эксперимент» длится не месяц, а год.
И с этим не поспоришь. Но возникает резонный вопрос: если размер ПМ призван покрывать «базовые и неотложные» потребности человека, то как эти потребности определяются?
В каждом регионе установлен свой прожиточный минимум (ПМ), который не сильно отличается от среднего федерального. По стране теперь средний прожиточный минимум составит 14 375 руб., для пенсионера - 12 363 руб., для трудоспособного гражданина - 15 669 руб., а для ребенка - 13 944 руб. 
Зачем его нужно устанавливать? Он - точка отсчета, которая используется для оценки нуждаемости, начисления всяких пособий. Так, базовый размер пособия на ребенка - 50% от ПМ (соответственно, минимальный размер такого в среднем по стране теперь будет 6972 руб., максимальный - 13 944 руб.). К размеру ПМ приравнена минимальная пенсия, если она ниже, то государство доплачивает до его размера, и т.д.
В последнее время в механизме определения ПМ было много изменений. Два года назад решили определять ПМ сразу на год (раньше - поквартально). Это хорошо в плане возможности рассчитать нуждающимся свои дополнительные доходы. 
До 2020 года ПМ рассчитывали исходя из стоимости потребительской корзины, пытаясь подсчитать до последней калории, сколько там должно быть в месяц хлеба, овощей и фруктов, сахара, соли, чая, мяса, молока, масла, рыбы, а также непродовольственных товаров и услуг, тех же платежей по ЖКХ. Такая методика, введенная еще в 90-х, была основана на советском опыте, когда людям не приходилось выбирать между разными видами молока, хлеба или мяса. 
Нынешняя потребительская корзина куда многообразнее, а колебания цен внутри нее довольно трудно предсказуемы так, чтобы до последней калории. И потом, чем больше пунктов (предметов) в корзине, тем больше к ней вопросов: почему это, а не то, почему не включили, скажем, мобильную связь и интернет на столько-то гигабайт и т.д. Отказ от потребительской корзины, таким образом, назрел.
Решили тогда определять ПМ в размере 44,2% от медианного среднедушевого дохода по итогам двух предшествующих лет. А МРОТ - в размере 42% от медианного дохода в стране (медианный среднедушевой денежный доход определяется как уровень дохода, для которого одна половина населения имеет значения среднедушевых денежных доходов ниже медианы, другая половина - выше медианы. Например, медианный доход 20 000 руб. - это значит, что одна половина населения получает зарплату ниже этого уровня, а вторая половины - выше этого уровня) хотя средняя зарплата может быть, как выше, так и ниже 20 000 руб. в зависимости от уровней суммарных зарплат этих двух групп. 
Сослались, как раньше водилось, на Европу: дескать, там примерно такая методика. Примерно, да не совсем такая. Привязка к медианным доходам действительно есть. Однако главное отличие состоит в том, что европейцы стремятся определить, прежде всего, МРОТ, пытаясь подогнать его под некий «социальный стандарт». 
За рубежом потребительскую корзину, конечно, высчитывают, определяя, сколько там должно быть молока, мяса, рыбы и услуг (список которых довольно обширен), но в целях определения долгосрочной социальной политики. А на законодательном уровне стараются отталкиваться именно от уровня трудовых доходов или факта их отсутствия, чтобы до уровня МРОТ, скажем, доплачивать. В ряде случаев право на целевые пособия дает и более высокий, чем МРОТ, уровень доходов.
Если применить буквально «евростандарты» определения МРОТ и ПМ, то цифры в 2022 году (при медианной зарплате в РФ в 39 тыс. рублей) были бы около 20 тыс. рублей.
Но! В нынешних непростых условиях законодатели приостановили на 2023-2024 гг. действие норм закона о прожиточном минимуме. Он теперь будет определяться из расчета прогнозируемого уровня бедности, а МРОТ, отвязанный от вышеупомянутых 42%, должен подстраиваться под ПМ работающего человека (вернее, быть выше его), с учетом возросшей инфляции. В этом сейчас есть своя логика.
В то же время в плане повышения эффективности борьбы с бедностью и для определения все же адекватного уровня ПМ и МРОТ можно предложить, во-первых, сделать обсуждение методик определения «заветных цифр» и «базовых потребностей» более гласным. При всей опасности сползания в популизм Госдума  могла бы стать такой площадкой. Люди должны знать, как появляются эти цифры. 
Во-вторых, пора честно признать, что ПМ связан лишь с временным пособием, на которое нельзя жить долго, если речь о работоспособном человеке. Инвалиды, старики и дети - это другое. Для работоспособных, рассмотрев возможность увеличения пособия, следует, видимо, сократить продолжительность его выплат, введя для безработных общественные работы. 
В-третьих, стоит, наконец, законом установить минимальный размер почасовой оплаты труда вместо месячной. Многие ведь заняты не на одной работе или работают неполный день и т.д. Так будет легче определить истинную нуждаемость, а чиновникам труднее будет манипулировать статистикой, когда, скажем, для отчетности о повышении зарплат бюджетникам они говорят о неких общих доходах, игнорируя факты работы на полторы-две ставки. Почасовая оплата точнее укажет уровень доходов и снизит возможность манипуляций. 
Но начать все же надо с большей открытости. Речь ведь не о «подачках сверху», а о человеческом капитале.
Людмила ИВАНОВА

Просмотров: 298 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика