Выдержки из Доклада Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан
В 2014 году к Уполномоченному поступило 2982 обращения. Из них 1732 жалобы (иных обращений) - в письменной форме или в виде электронного документа. Приняты меры по восстановлению нарушенных прав по 286 жалобам. На личном приеме поступило 1250 обращений.
Чаще всего жалобы (иные обращения) граждан (включая личный прием) были связаны с реализацией жилищных прав, в том числе в сфере жилищно-коммунального обслуживания (788). Кроме того, наиболее распространенными обращениями в общей структуре являлись обращения, связанные с жалобами на сотрудников правоохранительных органов (392), социальным обеспечением и социальной защитой населения (265), трудовыми отношениями (253), несогласием с судебными решениями (239).
Соблюдение жилищных прав
Жалобы о необеспечении жилыми помещениями уже несколько лет являются наиболее распространенными в корреспонденции Уполномоченного. Применительно к прошедшему году можно выделить обращения, поданные в интересах инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
В соответствии с принятым Законом Республики Татарстан от 23 июля 2014 года №69-ЗРТ «Об адресной социальной защите населения в Республике Татарстан» инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, полагается предоставление жилищной субсидии. В прошлом году указанный закон не нашел своего исполнения в связи с отсутствием разработанного порядка расчета и предоставления жилищной субсидии.
В то же время имеет место дифференцированная практика обеспечения инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями по договорам социального найма.
Согласно позиции исполнительного комитета г.Казани, предоставление жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, возможно лишь при наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями. При этом в 2014 году органом местного самоуправления вышеназванной категории граждан предоставлены 8 жилых помещений по договору социального найма на основании решений суда.
Дифференцированные решения при обеспечении жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, влекут за собой социальную несправедливость в отношении данной категории граждан.
Учитывая, что в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрено право указанной категории граждан на получение жилья по договору социального найма, предоставление только жилищной субсидии сузит их права.
Уполномоченный считает, что в постановлении Кабинета министров Республики Татарстан о мерах социальной поддержки инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, необходимо дополнительно предусмотреть право инвалидов на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма с учетом имущественного положения (инвалидов, признанных в установленном законом порядке малоимущими).
В адрес Уполномоченного поступают обращения граждан, связанные с получением субсидии на сглаживание роста платы граждан за тепло на территориях муниципальных образований Республики Татарстан, теплоснабжение в которых осуществляется ОАО «Таттеплосбыт» и ЗАО «ТГК Уруссинская ГРЭС».
Одной из причин жалоб граждан является низкая информированность населения о порядке и условиях предоставления и начисления целевой субсидии, поскольку помимо соблюдения максимально допустимого размера среднедушевого дохода семьи в 30 тысяч рублей в месяц при расчете учитываются размер фактических платежей за жилищно-коммунальные услуги, суммы полученных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и субсидий-льгот за текущий месяц. В 2014 году, по данным Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, нулевой результат расчетов целевой субсидии был зафиксирован в 33112 случаях.
Отправку жалоб в различные инстанции могла бы заменить помощь в калькуляции расчетов. Например, размещение в сети «Интернет» электронного калькулятора расчета целевой субсидии, которым мог бы воспользоваться широкий круг лиц.
Соблюдение прав на охрану здоровья и медицинскую помощь
По данным Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан, имеются проблемы в оказании гражданам платных медицинских услуг, связанные с замещением бесплатной медицинской помощи, оказываемой в рамках программы государственных гарантий, платными медицинскими услугами.
Жалобы граждан связаны с отказом в предоставлении бесплатной медицинской помощи, взиманием денежных средств за медицинскую помощь, которая должна предоставляться бесплатно. Зачастую они вызваны недостаточной информированностью граждан о гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи, об установленных нормативных сроках ожидания оказания консультаций врачей-специалистов, диагностических инструментальных и лабораторных исследований.
Представляется целесообразным Министерству здравоохранения Республики Татарстан усилить контроль за соблюдением порядка и правил оказания платных услуг, четким разделением потоков пациентов, обслуживаемых в рамках обязательного медицинского страхования, и пациентов, обслуживаемых на платной основе, осуществлять мониторинг деятельности медицинских учреждений путем проведения соответствующих проверочных мероприятий.
Социальная поддержка и защита населения
В настоящее время в Республике Татарстан проживает более 320 тысяч людей с ограниченными возможностями здоровья, из них более 14,5 тысячи - дети-инвалиды. Число людей, нуждающихся в специально оборудованных объектах, транспорте и маршрутах движения, возрастает, что сохраняет значимость решения проблемы доступности социальной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Татарстан.
Анализ уведомлений, поступивших в государственную информационную систему Республики Татарстан «Народный контроль» в предыдущем году, свидетельствует о наличии фактов ненадлежащего состояния подземных и надземных пешеходных переходов (отсутствие освещения, знаков «Подземный пешеходный переход», отсутствие пандусов, завышение бордюров, некачественная укладка тактильной плитки). Ряд из них решались лишь по заявительному характеру неравнодушных граждан.
Барьером для использования инвалидами лифтов, находящихся в надземных пешеходных переходах по улицам Комарова и Карбышева (г.Казань), стало совершение вандальных действий, в результате которых эксплуатация подъемных устройств стала невозможна. Для устранения последствий подрядной организацией были приняты меры по закупке и монтажу поврежденного оборудования, но фактический срок ввода лифтов стал напрямую зависим от времени поставки запасных частей.
Уполномоченный обращает внимание на ситуацию, сложившуюся в связи с принятием исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани постановления от 14.02.2014г. №882 «Об установке дорожных знаков «Остановка запрещена» на автомобильных дорогах г.Казани». В связи с его принятием водители-инвалиды 1 и 2 групп, вынужденные парковаться на значительном расстоянии от государственных и иных учреждений, осуществляющих публично значимые функции, в которые они приезжают, могут столкнуться с труднопреодолимыми для них расстояниями. Позиция органа местного самоуправления сводится к тому, что основания для исключения действия знака в отношении водителей-инвалидов отсутствуют, поскольку на парковках для автотранспорта инвалидов предусматриваются специальные парковочные места.
В ходе проверок обращений в адрес Уполномоченного, сообщений в средствах массовой информации о том, что места для транспорта инвалидов заняты обычным или служебным автотранспортом, в ряде случаев такие факты подтверждались. Очевидно, что даже тотальный контроль не может обеспечить неукоснительное соблюдение прав водителей-инвалидов.
По-прежнему имеет место проблема несвоевременного обеспечения техническими средствами реабилитации, на которую ранее указывалось в докладах Уполномоченного. По информации Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, в 2014 году из 67421 обратившегося за техническими средствами реабилитации не обеспечено 22037 человек. Компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации из 5702 человек не получили 668 граждан.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется ГКУ «Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в рамках государственных контрактов, заключаемых по результатам открытых аукционов (конкурсов) в электронной форме с организациями - победителями аукционов (конкурсов). На практике имеют место случаи, когда закупка технических средств реабилитации и (или) оказание услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, в результате чего инвалиды не могут быть обеспечены техническими средствами реабилитации в полном объеме.
Законодательство предусматривает возможность самостоятельного приобретения инвалидами необходимого технического средства реабилитации. При отсутствии широкой информированности инвалидов, членов семьи о механизме обеспечения техническими средствами реабилитации Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в случае невозможности обеспечения необходимыми техническими средствами необходимо усилить разъяснительную работу с инвалидами, опекунами о возможности самостоятельного приобретения, о размере компенсации, принять меры по оказанию содействия гражданам в предоставлении информации о примерном перечне мест приобретения технических средств реабилитации по цене, сопоставимой с максимальной стоимостью изделий, объявленной в ходе размещения заказа на технические средства (изделия) в соответствии с положениями законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заключение
Несмотря на сложности макросоциального уровня, произошедшие в 2014 году, принцип незыблемости прав и свобод человека и гражданина не стал в Татарстане факультативным. Планка социальных обязательств перед населением, взятых органами власти республики и органами местного самоуправления, не понизилась. Задачи по строительству жилья и объектов социального назначения, по развитию системы здравоохранения, по содействию занятости населения, по оказанию мер социальной поддержки уязвимым категориям населения решались планомерно. Утверждена постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 02.08.2014г. №569 Стратегия по правам человека в Республике Татарстан на 2014-2018 годы, в рамках которой разрабатываются и реализуются мероприятия, направленные на обеспечение прав человека в важнейших сферах жизнедеятельности.
Вместе с тем деятельность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина на территории республики не должна быть ослаблена. Татарстанцы не должны чувствовать себя не защищенными от сложностей в экономике.
Сария САБУРСКАЯ, Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
|