Многие граждане, начавшие долгий марафон по оформлению
пенсии, сталкиваются с необходимостью подтверждения сведений о стаже и
заработной плате за те или иные периоды своей трудовой биографии. Ведь за
последние десятилетия многие предприятия сменили собственников, многие -
ликвидировались, и первичные бухгалтерские документы в лучшем случае теперь
можно найти только в архивах
До недавнего времени «соискателям пенсии» приходилось самим разыскивать нужные бумаги. Органы
ПФР могли лишь оказывать содействие в направлении запросов. Однако ситуация все
же меняется в лучшую сторону.
С 1 октября 2011 года вступили в силу положения двух
Федеральных законов от 27 июля 2010 года - № 210-ФЗ «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг» и № 227-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг». Они, в частности, предусматривают, что отныне при
оказании государственных услуг органы государственной власти не вправе
требовать от граждан представления сведений, имеющихся в распоряжении других
государственных органов и организаций.
В число таких организаций попадают и все архивы, хранящие
документы, на основе которых граждане могут подтвердить свой трудовой стаж и
размер пенсии. Таким образом, если в комплекте документов, которые человек
представил в ПФР, не хватает каких-то бумаг, хранящихся в архивах либо в
муниципальных органах, территориальное управление ПФР обязано само сделать
запрос и получить нужный документ, не заставляя гражданина мыкаться по
инстанциям.
Конечно, хлопот пенсионщикам и архивариусам прибавится.
Справедливости ради скажем, что Пенсионный фонд России и Росархив еще в начале
прошлого года задумались об исполнении новых требований. Их совместное Письмо
от 14/18 января 2011 года «Об информационном взаимодействии между отделениями
Пенсионного фонда Российской Федерации и органами управления архивным делом
субъектов Российской Федерации» рекомендует органам управления архивным делом
субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о заключении региональных
соглашений об информационном взаимодействии.
В Письме подчеркивается, что «внедрение практики обмена
электронными документами между отделениями Пенсионного фонда Российской
Федерации и органами управления архивным делом субъектов Российской Федерации
упростит получение заявителями государственных услуг, сделает обслуживание
населения более качественным и доступным, сократит сроки исполнения запросов».
Работа с электронными документами в рамках межведомственного
информационного взаимодействия потребует от сотрудников архивных органов особой
точности, четкости, дисциплины - ведь, помимо достоверности сведений, они
обязаны обеспечить и их строгую конфиденциальность. К сожалению, есть опасения,
что в усложнившихся условиях количество ошибок в подтверждающих документах
может возрасти.
Итак, если в Пенсионном фонде от вас требуют справку о ваших
доходах, стаже и тому подобное, добыть которую вы не в состоянии, вы можете
сослаться на вышеназванные законы (от 27 июля 2010 года №210-ФЗ и №227-ФЗ, а
также на совместное письмо от 14/18 января 2011 года), и спокойно дожтдаться
решения вашего вопроса.
Екатрина НАБИЛКИНА,
юрист
|