Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 29.03.2024, 11:25

Главная » 2013 » Май » 24 » Общедомовой грабеж
13:09
Общедомовой грабеж
Скандалы, которые сотрясают сферу ЖКХ, подтвердили безрадостную истину. Коммунальная реформа, идущая с 1997 года, окончательно и бесповоротно провалилась. Нам обещали модернизацию отрасли, снижение издержек и повышение качества услуг в обмен на наши стопроцентные платежи. А мы получили грабительские тарифы, абсолютно непрозрачную систему ценообразования в ЖКХ, безобразное обслуживание, миллиардные хищения управленцев, беспредел коммунальных монополистов. Ситуация накалилась настолько, что вновь  Президент России включил «ручное управление». Но будет ли толк?
Рост цен побил рекорды
 Нынешний год побил все рекорды по темпам роста коммунальных платежей. В некоторых районах Республики Алтай и Мурманской области плата за блага цивилизации подскочила сразу на 200-225 процентов, в Санкт-Петербурге - на 40 процентов, а в отдельных районах Северной столицы  в 6-8 и даже 11 раз (!). Всего же, по данным Минрегиона, резкое повышение цен в сфере ЖКХ отмечено в 49 субъектах Федерации.
В феврале, получив «жировки» за январь с убийственными для семейного бюджета цифрами, люди вышли на стихийные акции протеста. В Барнауле, Мурманске, Новосибирске, Пензе, Рязани, Казани, Липецке, Москве и других городах митинги собрали тысячи участников. Однако федеральные телеканалы и официальная пресса предпочли «не заметить» эти акции.  У всех на слуху еще были события в Болгарии, где народ, разгневанный 10-кратным ростом тарифов на электроэнергию, буквально «смел с престола» правительство страны во главе с премьер-министром.
Тем не менее «замолчать» проблему российского ЖКХ не удалось. В середине февраля Госдума приняла обращение к правительству об устранении неправомерного начисления платежей за ЖКУ жильцам многоквартирных домов. А спустя неделю, 25 февраля, на совещании в Кремле Владимир Путин устроил показательный разнос главе Минрегиона Игорю Слюняеву и жестко раскритиковал руководителей субъектов Федерации, где был зафиксирован наибольший скачок квартплаты: «С ума сошли, что ли?» Правительству было дано поручение: в течение недели разработать меры по недопущению резкого повышения платы за услуги ЖКХ с тем, чтобы рост составлял не более 6 процентов в год.
Минрегион буквально в течение одного рабочего дня (!), подготовил и выставил на своем сайте  проект постановления «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг». 
Разберемся, что спровоцировало неукротимый рост цен в ЖКХ, охвативший пол-России?
Тарифы и нормативы
В общем-то нечто похожее у 
нас уже было. В 2005 году, когда в России завершался переход на стопроцентную оплату услуг ЖКХ, тарифы во многих регионах поднялись сразу на 40-50 процентов, и люди тоже вышли на улицы. Власть отреагировала принятием Федерального закона от 26 декабря 2005г. №184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций  коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации». 
Правительство РФ наделялось полномочиями по установлению предельного индекса роста тарифов в сфере ЖКХ на очередной год. Обычно этот рост ограничивался 10-15 процентами в зависимости от вида услуг.
С 2013 года норма о предельных индексах утратила силу, и регулирование тарифов в сфере ЖКХ осталось исключительно на совести субъектов Федерации, без каких-либо ограничителей. Руки у региональных монополистов оказались развязаны. Это первое.
Второе и главное. Еще раньше, с 1 сентября 2012 года, вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. №354. Этот поистине революционный документ полностью изменил методику начисления платежей за услуги ЖКХ. Впервые было введено понятие «общедомовые нужды», которые жильцам предписывалось оплачивать наряду с внутриквартирным потреблением.
В чем смысл нововведения? Напомним, что услуги ЖКХ делятся на жилищные (содержание и техническая эксплуатация жилого дома) и коммунальные (электричество, газ, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление).
Стоимость жилищных услуг - предмет договора между жильцами и управляющими компаниями (УК) либо между УК и муниципалитетами (в домах, где нет объединений жильцов). Ставки рассчитываются исходя из общей площади жилого помещения (столько-то рублей на квадратный метр).
А вот тарифы на коммунальные услуги - предмет регулирования со стороны региональных энергетических комиссий (РЭК). В домах и квартирах расчет платы за коммунальную часть идет либо по фактическому потреблению (там, где есть общедомовые и индивидуальные приборы учета), либо по нормативам потребления на одного проживающего (там, где счетчиков нет).
Нормативы, в свою очередь, устанавливаются местными властями. Как правило, эти показатели завышены примерно вдвое - в них «забиваются» и потери от протечек, и перерасход ресурсов по разным причинам (например, когда в квартире много незарегистрированных пользователей), и риски неплатежей, и непроизводственные затраты, и прочее, прочее, прочее. Например, нормативами водопотребления в Москве предусмотрено, что ежемесячно каждый жилец использует 11,68 кубометра воды, из них 6,935 куба - холодной и 4,745 куба горячей. Скажите, вы можете реально израсходовать почти 400 литров воды в день на каждого члена семьи? 
Тысяча литров на метр
Понятно, что на предоставле-
ние жилищных услуг тратятся какие-то коммунальные ресурсы: тепловая энергия - на отопление подъездов, вода - на мытье лестниц, окон, на полив газонов, электроэнергия - на общедомовое освещение. До выхода постановления №354 эта коммунальная составляющая учитывалась в стоимости самих жилищных услуг и была некой константой. А вот с 1 сентября ее выделили в отдельную графу - так и появились общедомовые нужды (ОДН). Расходы на ОДН - величина переменная, поскольку общедомовое потребление коммунальных ресурсов разнится от месяца к месяцу. В принципе такой подход можно было бы считать оправданным. Но только в том случае, если многоквартирный дом имеет общедомовые счетчики - тепловые, водяные, электрические, газовые, а каждая квартира в нем оборудована индивидуальными приборами учета по тем же видам услуг.
Расчет затрат на ОДН строится по такой схеме: из общего объема коммунальных благ, потребленных домом в данном месяце, вычитается объем услуг, предоставленных каждой квартире или нежилому помещению в этом доме. Полученную разницу рассчитывают по утвержденным тарифам и распределяют между всеми потребителями пропорционально размеру занимаемой общей площади.
Как поясняет председатель Комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская, введение платы за ОДН означало, что ровно на такую же сумму должна уменьшиться стоимость жилищных услуг (содержание и эксплуатация жилищного фонда). А значит, общая нагрузка на граждан по оплате услуг ЖКХ должна была как минимум остаться той же. На самом деле никакого уменьшения ставок на жилищные услуги не произошло. Просто ввели дополнительную графу в квитанции, и в итоге платежи удвоились.
Кроме того, проконтролировать, насколько верно рассчитала управляющая компания общедомовые расходы, практически невозможно. Одни квартиры оборудованы счетчиками воды, другие нет. Где-то установлены двухтарифные электросчетчики, где-то - трехставочные, а где-то по старинке - однотарифные. Чтобы выяснить, на сколько обоснованы расчеты, нужно иметь три высших образования - экономическое, инженерное и юридическое.
Впрочем, никакого специального образования не требуется, чтобы понять очевидную вещь: управляющие компании восприняли новые Правила как индульгенцию на отпущение всех коммунальных грехов. За все теперь заплатит гражданин из собственного кармана. Во многих городах и районах страны платежи, выставленные жильцам за ОДН, намного превосходили стоимость услуг, потребленных внутри квартиры. Это нонсенс.
Коммунальщики, естественно, валили с больной головы на здоровую: мол, жильцы сами виноваты, не ставят счетчики, сдают квартиры толпам приезжих, а те круглосуточно моются... Вот вам и сверхнормативное потребление, за которое придется расплачиваться всем остальным жильцам дома.
Некоторые компании умудрились начислить по 1600 литров воды на квадратный метр, и это при верхней планке в 40 литров! Такому 40-кратному превышению нельзя найти разумные объяснения.
По оценке экспертов, реальные расходы на домовые нужды должны составлять 3-5 процентов от индивидуального потребления. Например, Анна Филипповна, жительница Бердска, подсчитала, что на мытье шести подъездов в ее пятиэтажном доме УК якобы израсходовала за месяц объем воды, равный 8 железнодорожным цистернам. При том, что по Правилам содержания и эксплуатации жилищного фонда мыть подъезды положено 1 раз в неделю.
Еще один неприятный момент: коммунальщики отказываются предоставлять льготы по ОДН гражданам, имеющим право на 50-процентную оплату услуг ЖКХ. 
По 10 процентов 
в полугодие
Как уже было сказано, реакция 
Минрегиона на критику Путина оказалась мгновенной: тут же явился на свет проект постановления правительства, якобы направленный на обуздание коммунальных платежей. Но при ближайшем рассмотрении феноменальная скорость министерского нормотворчества нашла простое объяснение. Предъявленный обществу проект был разработан еще в 2010 году, раскритикован и отправлен в долгий ящик. Но, похоже, стряхивая пыль с документа, чиновники министерства так торопились, что даже не прочитали его. Ибо на фоне борьбы с ростом платежей (не более чем на 6 процентов в год) Минрегион предлагает схему, которая может привести к 60-процентному повышению расходов населения на коммунальные услуги.
А схема такая. Граждане, не установившие до конца  2013 года счетчики на горячую и холодную воду, отопление и электроснабжение, с 2014 года должны будут платить энные суммы сверх нормативного потребления (за исключением жильцов домов, в которых установка счетчиков технически невозможна). Плата будет увеличиваться каждые полгода. Если в доме не установлены общедомовые и индивидуальные приборы учета, то с 1 января 2014 года за электричество, горячую и холодную воду придется платить на 10 процентов больше норматива. С 1 июля 2014 года это будет уже плюс 20 процентов, с 1 января 2015 года - плюс 40, с 1 июля 2015 года - 50 процентов, а с 2016 года - 60 процентов. Те же нормативы касаются потребления электричества и воды на общедомовые нужды. 
Если ваша управляющая компания не обзаведется счетчиками, расходы на ОДН возрастут по той же схеме. Об установке квартирных счетчиков тепла речи не идет, но если в многоквартирном доме есть возможность поставить общедомовой счетчик, а его нет (общедомовые счетчики являются зоной ответственности управляющих компаний), жильцам придется платить с тем же повышающим коэффициентом. На наш взгляд, решение абсолютно незаконное: за тот же объем услуг с людей будут взимать повышенные платежи. Кроме того, что установка счетчиков - дело недешевое. 
Далее Минрегион властью, данной ему непонятно кем, ужесточает нормы Жилищного кодекса, предписывающие оплачивать услуги и тем пользователям, которые живут без прописки. Авторы проекта обязывают граждан сообщать управляющей компании о своей регистрации, а также о гостях или арендаторах в течение пяти суток. Если же собственник не уведомил о временно проживающих в его квартире людях, то сотрудники УК с помощью двух других жильцов могут сами установить этот факт даже при отсутствии или нежелании владельца квартиры. И, естественно, начислить ему такие платежи, что мало не покажется.
Кстати, группа депутатов Госдумы в марте обратилась в Верховный Суд с требованием отменить положения постановления №354, вводящие плату за ОДН. Ждем развития событий.
Наталья КУЧЕР (журнал «Социальная защита»)

Хранения автомобиля в гараже. Ищите гараж? Вы можете купить гараж в вологде. Большой выбор предложений на сайте доске объявлений.
Категория: Острая тема | Просмотров: 3373 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика