Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2024, 23:27

Главная » 2013 » Август » 16 » Общество потребления?
13:03
Общество потребления?
Ритуальные походы по магазинам, фетишизация акций и распродаж, покупки ненужных вещей, обожествление гламурных 
стандартов - потребление стало жизненной философией для многих наших соотечественников. Нужно ли его ограничить? Наелись, напокупались, и что дальше? Счастлив ли человек, у которого есть все? 
 В советское время мы все нуждались, жили в обществе тотального дефицита. И квартира, машина, дача - это были какие-то нереальные цели, которых мало, кто достигал. А капитализм, который пришел в нашу с вами жизнь совсем недавно, дал возможность удовлетворять свои потребности. И мы оказались в пространстве западного супермаркета. В первую поездку за рубеж, главное, что потрясало наших соотечественников, были не великие произведения искусства и архитектуры, ни музеи. Прилавки магазинов! Это был сильнейший культурный шок! Мы привыкли к сыру, хлебу, колбасе. А там сотни их видов и наименований! Мы все считали, что вот когда в России появятся такие магазины, мы начнем жить по-другому, станем более свободными и счастливыми. Но не случилось.
Сейчас мы понимаем, что вот этот заполненный под завязку холодильник, который был предметом мечты наших родителей, - ничто иное, как страшная профанация алтаря, не имеющего на самом деле никакого отношения к нашему счастью. Это пародия на алтарь. 
Вспомните семьдесят лет советского аскетизма, унижения, уныния, серости. И вдруг Михаил Горбачев «открыл ворота тюрьмы», мы увидели четыреста сортов сыра и обалдели, конечно, от этого. Рыночная экономика работает по принципу: все, что произвели, должны продать. Есть пара стран в мире, которые так не считают. И там, кстати говоря, есть указы о регламентации потребления. Это Северная Корея и Куба. И надо сказать, что в этих государствах люди живут вполне счастливо тем, что у них есть, потому что не знают ничего другого. 
Обсуждение темы о вреде потребления кажется большим ханжеством и лицемерием. В нашей с вами благословенной стране лишь двадцать пять процентов населения потребляет то, что потребляют европейцы. Остальные выживают. У нас царит недопотребление.
Потребительские ориентации трех четвертей российского населения ограничены питанием и одеждой. Откуда же тогда популярные в последнее время разговоры о том, что общество перепотребляет? Раздражение появляется тогда, когда происходит диссонанс между доходами и потреблением. Некоторые наши граждане уже получили огромные деньги, но не научились правилам их тратить. Люди тащили из советского прошлого навыки бедняков. А как может продемонстрировать свой социальный статус бедный человек? Тем, что он хорошо поел и красиво оделся. Когда в центре Москвы кто-то покупает одежду по безумным ценам, несопоставимым с ценами в европейских столицах, он платит не за вещь, а за возможность приобщиться к более высокому статусу.
Лев Толстой считал, что истинно счастливым становится тот человек, который осознает: то, что у него есть - это и есть все то, что ему надо. Ему вторил академик Дмитрий Лихачев: бедный - это не тот, у кого мало, бедный - тот, кому мало.
Необходимо всерьез говорить об ограничении того статуса, того обожествления потребления, который в настоящее время существует. Да, есть цель - жить хорошо. Есть средство - потребление. С этим никто не спорит. Это нормальный процесс. Но если средство становится самоцелью, возникает так называемый закон смещения. Нельзя превращать потребление в основной смысл существования цивилизации, общества, индивидуального человека. Всегда есть что-то более высокое, ради чего, в конце концов, мы и потребляем. В результате этой переоценки смысла потребления, статусного характера потребления, мы имеем у двадцати процентов населения невроз. Наелись, накупились. А дальше что?
У других - социальный невроз. Мы никак не можем дотянуть до ярких стандартов, которые нам демонстрируют на киноэкранах, на телеэкране, в журналах. Ситуация, когда тачки, тряпки, тусовки заменили ум, честь и совесть.
Современная ценностная ориентация современной цивилизации - это статус, власть, материальные блага и чувственные удовольствия. Счастливость заменяется успехом. Но исследования потребления показали, что в период с шестьдесят шестого по девяносто шестой год уровень благосостояния американских граждан поднялся в полтора раза, а удовлетворенность жизнью упала в два.
В Японии верят, что в любой вещи живет душа. Родители там не разрешают оставлять недоеденным рис, потому что тем самым проявляется неуважение к духу пищи. Нельзя тратить что-то в пустую. Понимание этого - японская культурная особенность.
С точки зрения японцев, все вещи и продукты должны быть очень качественными. Чтобы поддерживать качество, может быть, есть смысл ограничить количество производства. И еще. Традиционно в японском обществе осуждается тот, кто слишком много потребляет или выбрасывает вещи, которые могли бы еще послужить. Может быть, имеет смысл прислушаться к Японии, потому что она успешно преодолевает те вызовы, с которыми весь мир и мы тоже, скорее всего, тоже встретимся.
Конечно, вряд ли в домах с печным отоплением, с туалетом на улице легче думается о смысле жизни. Хотя так уж получилось, что люди задумывались о таких серьезных проблемах, именно когда жили в более сложные времена, чем сегодняшние. Но, вопрос не в том, как мы будем потреблять, и станем ли от этого менее духовными или более духовными. Это вопрос, внутренних усилий каждого. 
Но капитализм, который живет только за счет все нарастающего потребления, вряд ли позволит это сделать. И у него есть преимущества, потому что для человека - самый легкий путь к удовлетворенности своей жизнью - это вещи, а не духовность.
Розалина ИБРАГИМОВА 

Категория: Передовица | Просмотров: 1735 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика