Рост тарифов естественных монополий в России предлагают
ограничивать уровнем инфляции. Группа депутатов разработала поправки в
Бюджетный кодекс, чтобы при верстке основного финансового документа каждый год
прописывать «потолок» для тарифов на газ, тепло, воду, электроэнергию, а также
на железнодорожные пассажирские перевозки. Ориентироваться разработчики
документа предлагают на прогнозный уровень инфляции. По их мнению,цены не должны его превышать
«Вся последующая работапо регулированиютарифов и все методики их расчета должны
ориентироваться на это ограничение», - пояснила одна из авторов
законопроекта, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и
налогам Оксана Дмитриева. По ее словам, это не российская новация. Подобная
практика уже использовалась в некоторых странах мира. В частности, там, где
проводили приватизацию естественных монополий, например, в Великобритании.
«Таким образом, государство сохраняло за собой определенную возможность
контроля за ценами, которые компании, переходя в частные руки, устанавливают на
свои услуги», - уточняет Дмитриева.
Варианты привязки тарифов к инфляции обсуждаются в России не
первый год, но воз и ныне там.
Оксана Дмитриева признает, что монополии, по ее словам,
сегодня отличает неэффективная работа, эти издержки они перекладывают на плечи
потребителей. «Ограничение тарифов заставит их изменить подход к менеджменту»,
- полагает депутат.
Повышение тарифов на ЖКУ, которое, как известно, произойдет
с 1 июля, неизменно увеличит количество семей, у которых плата за квартиру
превысит 22 процента от общего дохода семьи. А это дает им право на получение
субсидий. В прошлом году субсидиями воспользовались 4,7 миллиона граждан, на
выплаты ушло 58,2 миллиарда рублей.
Федеральная служба по тарифам предложила в будущем изменить
схему предоставления субсидий за жилищные и коммунальные услуги.
Сейчас семья получает субсидию, если объем платежей за ЖКХ
превышает 22 процента ее общего дохода. В будущем на поддержку смогут
рассчитывать те, у кого платежи достигли более 10 процентов. Правда, порог
предлагается снизить лишь для субсидий по коммуналке (плата за электричество,
газ, воду, тепло). При этом коммунальные и жилищные субсидии будут рассчитывать
и выплачивать отдельно, а не вместе, как сейчас.
Предложения уже направлены в правительство, а федеральным
органам исполнительной власти даны поручения по их проработке.
Этим должны заняться минрегион, минздрав, минтруда и
соцзащиты, а также минэкономразвития и минфин.
Сколько именно граждан смогут воспользоваться субсидиями по
новой схеме и какими будут бюджетные расходы, пока неизвестно.
Но смысл идеи заключается в том, чтобы, с одной стороны,
повысить адресную социальную защиту населения, а с другой - ориентировать
граждан и компании на более экономное расходование ресурсов.
Озвучивалась также идея - установить определенный объем
потребления тепла, газа, воды и электроэнергии в качестве нормы, и заморозить
рост тарифов по этому «пакету» на уровне инфляции. А если норма превышена,
«включать» более высокие расценки.
И тогда величина тарифа будет зависеть от того,
укладываетесь вы в эти рамки или нет. Для экономных граждан тариф может быть
ниже, для расточительных - выше. И первые получат субсидию в полном объеме, а
вторые - нет. Это будет стимулом, чтобы граждане регулировали потребление
ресурсов, устанавливали приборы учета.
Второй момент касается разделения субсидий на жилищные
(аренда, вывоз мусора, лифт, управление домом, уборка дворов, подъездов и
прочее) и коммунальные. Тарифы на коммуналку - зона ответственности
государства, которое их регулирует. В жилищные услуги оно не вмешивается - это
зона ответственности самих жильцов, которые нанимают управляющую компанию.
Сейчас государство фактически выделяет субсидии и на
жилищные услуги, в ценообразовании которых оно не участвует. Между тем есть
случаи, когда на собрании товарищества собственников жилья с подачи
состоятельных собственников вводится плата, например, за услуги консьержки.
Таких услуг теоретически может быть введено сколько угодно. Иногда сумма в
платежке за жилищные услуги превышает средний размер по городу в пять-шесть
раз, а количество граждан, обратившихся за субсидией, увеличивается. Платежи
растут и в том случае, если управляющая компания «накручивает» расценки.
Предполагается, что разделение субсидий сделает
предоставление жилищных услуг более прозрачным. Сейчас в общем размере платежа
примерно 30 процентов приходится на жилищные услуги, 70 процентов - на
коммунальные. Но доля жилищных услуг растет, постепенно она приблизится к 50
процентам. И если социальную поддержку по жилищным услугам снизить, положение
граждан ухудшится. Отказываться от жилищных субсидий в Госдуме не планируют. Но
обсуждают разные идеи по поводу того, как навести порядок в этом деле.
Предложения Федеральной службы по тарифам носят
предварительный характер и должны пройти серьезное обсуждение среди экспертов и
органов власти. Кроме того, должны быть подготовлены соответствующие расчеты
бюджетных последствий в случае принятия тех или иных решений.
Людмила ИВАНОВА
|