Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.04.2024, 16:03

Главная » 2012 » Июнь » 22 » Первый бой - он трудный самый
10:12
Первый бой - он трудный самый
Начало Великой Отечественной войны 22 июня не стало неожиданностью для кадрового офицера Бориса Алексеевича Ломова. Однако никакая военная профессия не может защитить солдата от ранений, а в худшем случае, от смерти. Сегодня ветерану 91 год. В тот же 1941-й - ему было чуть больше 20-ти
В тот военный июнь 1941 года лейтенант Борис Ломов служил в Уфе в 186-й стрелковой дивизии 238-го стрелкового полка. За шесть дней до начала войны его полк погрузился в воинский эшелон и отправился в западном направлении. Все знали, что война с немцами может начаться очень скоро. Тем более что всех сержантов и солдат их полка немецкого происхождения отсеяли и оставили в Уфе. На то, что это были не обычные учения или маневры указывал и тот факт, что в этом военном эшелоне были два вагона с боеприпасами.
И это был не единственный эшелон, двигающийся в западном направлении. Таких составов было очень много. «Я все это видел собственными глазами, - рассказывает Борис Алексеевич. - Уже позже мы узнали, что на границу с Германией двинулись четыре армии. И мы были частью той силы. 22-го июня мы добрались до станции Идрица на западной границе с Латвией. И там командир дивизии генерал-майор Бирюков объявил нам, что началась война». 
В свой первый бой лейтенант Ломов вступил, защищая Витебск около реки Западная Двина. И в первом же бою его батальон отличился: они уничтожили шесть фашистских танков и две бронемашины. «До начала войны мы хорошо подготовили орудия батареи к боевой стрельбе: выверили прицельные приборы, отрегулировали противотанковое устройство, - рассказывает Борис Алексеевич, - наводчик орудия ефрейтор Шакиров очень хорошо умел наводить прицельное приспособление орудия в цель. И в первом в его жизни бою под огнем немцев он не растерялся. Поэтому с первого же выстрела загорелся задний танк, а потом и головной.
Однако немецкие минометы, находящиеся в хвосте головного отряда, открыли огонь по нашей заставе. Осколками мин поранило лицо Гайнуллы Шакирова, ухо было практически оторвано. По Уставу он должен был отправиться немедленно в полковой медпункт, но он наотрез отказался: «Глаза у меня еще видят, руки целы, стрелять могу…». Времени рассматривать, как тяжело его ранило, у меня не было - в бою дорога каждая секунда! Я бросился к орудиям, чтобы занять место наводчика и стал бить по танкам». Этот первый бой оказался очень тяжелым. Достаточно сказать, что после боя в живых от батареи остались Борис Ломов и еще четыре бойца…
Конечно, вопрос, как справлялись молодые ребята со своим страхом под вой снарядов и раскаты взрывов на полях сражений, напрашивается каждый раз, когда встречаешься с ветеранами той кровопролитной войны. «Страшно, когда ты ничего не можешь сделать или изменить, а просто лежишь, закрыв голову руками под бомбами немца, - объясняет Борис Алексеевич, - зато в бою, когда ты видишь противника, времени бояться просто нет: или он тебя, или ты его».
Конечно, это было характерно, наверное, не для всех в первые дни войны. Например, даже в этом расчете был рядовой, который не смог справиться во время боя со своим страхом. Он от ужаса специально подставлял лоб под ствол орудия, который откатывался назад после выстрела. В результате лоб у него был разбит в кровь. Когда его уличили в этом, говоря, что этот трус и сволочь позорит остальных, он бросился в ноги к Ломову и начал стонать еще громче. За это солдату грозил трибунал. Но воспользовавшись тем, что в этот момент снова началась стрельба и было не до него, он сбежал.
Наверное, таких как этот солдат, было много в начале  войны, да и как можно требовать поголовно от 18-20-летних детей бесстрашия и героизма? Поэтому мне особенно дорога короткая фраза ветерана войны, брошенная в адрес струсившего паренька: «Его призвали по ошибке и прислали к нам всего за день до боя. Если бы он пожил в составе нашей батареи подольше, то не стал бы трусом».
Потом были еще тяжелые и кровопролитные бои, было затяжное отступление в сторону Москвы. Немцы несли  потери, однако, вскоре оказались у стен нашей столицы. Воевать они умели, по словам Бориса Алексеевича. Но, наконец, 5 декабря началось контрнаступление советских войск против фашистских захватчиков. И именно в боях под Москвой Борис Ломов получил тяжелейшее ранение - осколок мины попал ему в правый глаз. А это означало, что война для солдата закончилась, но ордена Красной Звезды и Великой Отечественной войны, а также многочисленные медали навсегда запечатлели ее на груди солдата.
Однако военная служба продолжилась. И только в 1962 году в звании полковника Борис Алексеевич Ломов ушел в отставку. Но и на этом активная жизнь для бывшего солдата не закончилась. Ровно 35 лет он проработал на производственном  объединении «Органический синтез» и занимался гражданской обороной на предприятии. И только в 80 лет солдат решил «остепениться» и уйти на пенсию.
Но это не означало полный покой от какой бы то ни было деятельности. Борис Алексеевич возглавил клуб ветеранов  дивизии, расположенной в Казани, в которой служил до отставки. Главным делом его жизни стало рассказывать ученикам школ и других учебных заведений обо всем, что он и его сослуживцы пережили на войне, чтобы память не умирала вместе с солдатами Великой Отечественной войны. А еще он ведет активную переписку по Интернету с московскими историками, которые воссоздают сейчас историю его родного 238-го стрелкового полка.
Борис Алексеевич практически наизусть помнит слова генерала армии ныне президента Академии военных наук в Москве Махмута Гареева, с которым он встречался несколько раз: «Одним из важнейших факторов, обеспечивших нашу победу в Великой Отечественной войне, была дружба народов, когда все народы, объединившись вокруг русского, одержали эту победу». «Этот вывод подтвердил и наш бой 8 июля, - уверен Борис Алексеевич, - ведь в составе орудийного расчета сражались трое русских, трое татар, один узбек и один белорус».
На белорусском сайте «Наш край» был опубликован материал «Журнал боевых действий 186 стрелковой дивизии», в котором есть и строки, посвященные Борису Ломову: «…В первые минуты боя командир батареи лейтенант Ломов со своей батареей уничтожил 6 танков и 2 бронемашины…». Этот материал был взят из архивных документов Подольского Центрального  архива Министерства обороны Российской Федерации.
А Борис Алексеевич получил письмо из Витебского городского исполнительного комитета, в котором в частности написано: «Мы рады познакомиться еще с одним участником Великой Отечественной войны, чьи боевые заслуги связаны с нашей, опаленной в годы военного лихолетья Белорусской землей… Примите нашу глубокую благодарность за Ваш ратный подвиг в годы войны и низкий Вам поклон».
Миляуша  САЛИМЗЯНОВА
Категория: О ветеранах войны | Просмотров: 1559 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика