Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 13:18

Главная » 2010 » Сентябрь » 10 » По кому звонят колокола (№ 35 10.09.2010)
13:13
По кому звонят колокола (№ 35 10.09.2010)
Через несколько дней в России будут отмечать дату памятную и одновременно трагическую. 56 лет назад 14 сентября 1954 года были проведены испытания советской атомной бомбы на военных учениях в Тоцке Оренбургской области, где участвовало 45 тысяч солдат и офицеров.   
В России в этот день традиционно проходят встречи участников испытаний атомного оружия на Семипалатинском, Тоцком, Новоземельском военных полигонах, ликвидаторов аварий на атомных подводных лодках и сборщиков ядерных зарядов. Пройдут они и в этом году. Ветераны подразделений особого риска будут чествовать живых и отдадут дань памяти умершим «атомным солдатам». Вспомним и мы о тех далеких событиях. СССР сделал все, чтобы создать свое ядерное оружие. С бомбой спешили. В августе 1945-го американцы взорвали две атомные бомбы над Хиросимой и Нагасаки. Развернули атомный шантаж Советского Союза. К 1947 году был раскрыт секрет атомной бомбы, в 1949 году в Советском Союзе создали свою атомную бомбу и провели первое испытание на Семипалатинском полигоне. 
Американцы к этому времени провели учения с применением атомной бомбы в Неваде, но меньших масштабов. Начиналась «холодная» война. Для того чтобы показать мощь нашего государства и армии, министерство обороны решило провести войсковые учения в Тоцке с применением атомной бомбы, под кодовым названием «Снежок». Их руководство было поручено маршалу Георгию Жукову.
Весной 1954 года была начата программа подготовки. Гражданское население близлежащих к Тоцкому полигону деревень было заранее эвакуировано.
Учениям придавалось огромное значение. В Тоцк прибыли практически все министры обороны стран-союзников СССР. На место учений приехали маршалы Советского Союза: Александр Василевский, Константин Рокоссовский, Родион Малиновский, Иван Конев, Иван Баграмян, Семен Тимошенко, а также Семен Буденный и Климент Ворошилов. За сутки до учений прибыл министр обороны Советского Союза Николай Булганин, председатель Совета министров Георгий Маленков и Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Среди гостей были югославские и китайские военные.
Атомную бомбу мощностью 20 килотонн (по другим данным - 40), но в несколько раз большую, нежели взорвали над Хиросимой, сбросили с самолета на парашюте, и она взорвалась в 9 часов 33 минуты по московскому времени на высоте 350 метров от поверхности земли. Сброс бомбы осуществили пилоты Василий Кутурчев и Константин Лясников. Позже обоим летчикам за успешное выполнение этого задания вручили по автомашине марки «Победа». На разборе учений Василий Кутурчев из рук Булганина получил орден Ленина и, досрочно, звание полковника. О том, какие последствия преподнесет радиация человеческому организму, тогда еще почти никто не знал. Многие из участников тоцких учений прошли Великую Отечественную войну, и подобные испытания для них были не так страшны.
По воспоминаниям очевидцев, ядерный апокалипсис выглядел так: ослепительная, ярче солнца, вспышка, черно-зловещий ядерный гриб, гудящее багровое пламя... Вскоре радиоактивное облако поднялось на высоту 14-15 км. И уже через два с половиной часа 45 тысяч военных, среди которых было тридцать девять тысяч солдат, сержантов, старшин и шесть тысяч офицеров и техника: 600 танков и самоходно-артиллерийских установок, 320 самолетов, 500 орудий и минометов, 600 бронетранспортеров и шесть тысяч тягачей и автомобилей ринулись в учебный бой едва ли не в эпицентр взрыва. Танки и самоходная артиллерия двигались по уже зараженной, изменившейся до неузнаваемости местности. Серебристые самолеты, пролетая через ножку «гриба», отбомбившись по целям, возвращались на базовые аэродромы черными от атомной копоти... В момент проведения учений ветер переменился: он отнес радиоактивное облако не в безлюдную степь, как ждали, а прямо на Оренбург и дальше, в сторону Красноярска.
В период подготовки к учениям на разном расстоянии от эпицентра расставили мишени. Неживые: танки, самолеты, автомобили в основном еще из немецких трофеев. И живые: для проверки воздействия на живые организмы был сформирован полк животных - всего 2000. Животных расставили в разных местах - и в эпицентре, и на различных расстояниях, от ста метров до пяти километров. В процессе учений большинство техники вышло из строя, а многие из животных погибли.
В то же время жертв среди людей не было: ни одного человека не было ни ранено, ни тем более убито. Последствия сказались позже. В то время основным поражающим фактором атомного взрыва командование считало ударную волну. По этой причине после учений боевую технику даже не дезактивировали. Солдаты, отправленные в запас сразу после взрыва и пребывания на Тоцком полигоне, говорят, уезжали в том же, полном радиоактивных частиц обмундировании. Никакого медицинского освидетельствования они не проходили, как и не имели никакого представления о полученных дозах облучения. Тогда еще никто - ни мирное население прилегающих районов Оренбургской области, ни рядовые солдаты - не знали, какое именно оружие испытывалось. Все участники учений подписали расписку о неразглашении военной и государственной тайны сроком на 25 лет.
На самом же деле солдаты и офицеры испытали на себе поражающее действие радиационного фактора атомного взрыва. В результате участники и очевидцы тех событий вскоре начали умирать, унося с собой память об увиденном и пережитом. Умирая от ранних инфарктов, инсультов и рака, они даже лечащим врачам не могли рассказать о своем облучении. Немногим удалось дожить до сегодняшнего дня. Об участниках вспомнили лишь после событий в Чернобыле. Причем, только спустя шесть лет, в 1992 году, когда у нас впервые открыто заговорили о реальных страшных последствиях радиационного поражения. Но многие бывшие солдаты и офицеры из-за фальсификации их личных дел так и не смогли доказать свое участие в учениях и получить компенсацию за утраченное здоровье. Поэтому никакими льготами не пользовались. Так обошлись с военными, но они продолжают свято верить в то, что должны были сделать то, что сделали.
На следующий год после учений в эпицентре взрыва выросла необычайно высокая зеленая трава. Говорят, что в районе Тоцкого полигона и по сей день растут огромные грибы-мутанты, а медики и экологи озабочены повышенным уровнем онкологических заболеваний у населения в прилегающих к нему районах.
А еще в память о тех далеких событиях в эпицентре взрыва установлен памятный знак - стела с колоколами, звонящими по всем пострадавшим от радиации.
Ирина СИБИРЯКОВА
Категория: Передовица | Просмотров: 5266 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика