С 1 января 2013 года начал действовать закон, отменивший «письма счастья». Так прозвали извещения Пенсионного фонда о состоянии лицевого счета застрахованных лиц, которые Почта России доставляла в течение 9 лет Теперь их рассылка отменена Федеральным законом
от 3 декабря 2012 г. №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплат за счет средств пенсионных накоплений».
Можно ли ответить однозначно на простой вопрос: нужны ли нам были «письма счастья»? Или, если сформулировать по-другому, интересовались ли мы, сколько средств прибавилось на нашем лицевом счете и какую пенсию можно ожидать в будущем?
Депутаты, принимая вышеназванный закон, ответили отрицательно, посчитав, что число неврученных писем-извещений растет. А вот 63 процента граждан, как показали опросы, содержанием рассылки ПФР интересовались; еще 6 процентов людей, приближающихся к назначению пенсии, обращались в Пенсионный фонд за консультацией после получения такого письма.
При этом больше половины респондентов высказались за получение информации в бумажном виде, посчитав ее более надежным подтверждением своих пенсионных прав, нежели распечатку с компьютера, которая по новому закону станет для россиян основным источником информации о пенсии вообще и о накопительной ее части в частности.
Приводим мы эти цифры для того, чтобы читатель мог почувствовать противоречивость нового закона. Прежде всего он не отвечает интересам самих застрахованных граждан, и они это осознают, потому что в последние годы люди начали понимать, что извещения из ПФР дают важную и нужную информацию. Особенно наглядно это проявилось после случаев мошенничества с переводом пенсионных накоплений из одного НПФ в другой без ведома застрахованных. Выявить это помогли как раз «письма счастья». И это несмотря на то, что чиновники не смогли написать этот документ простым и понятным для большинства наших граждан языком.
Еще одно противоречие кроется в том, что в законе подразумевается, что будущие пенсионеры могут получить необходимую информацию с портала госуслуг. Тем более что и обновляться она там будет ежеквартально. Однако депутаты не учли, что только каждый восьмой россиянин имеет доступ к Интернету. В крупных городах этот показатель, конечно, выше. Но ведь пенсионная система работает и в глубинке... Там, кстати, и до ближайшего территориального органа ПФР не всегда можно добраться, чтобы в соответствии с новым законом взять сведения о состоянии своего лицевого счета. Сделать это можно бесплатно, но только раз в год и по личному заявлению.
Так, Федеральный закон №242-ФЗ, формально сохраняя право на информирование застрахованных, фактически его ограничивает, да еще и создает разделение будущих пенсионеров на «городских» и «деревенских», поскольку доступ к информационным услугам у них весьма различен по объективным показателям.
Надо полагать, что главная причина принятия нового закона заключается в желании сэкономить средства в бюджете ПФР. Рассылка извещений по почте стоила недешево. Каждое письмецо в конверте обходилось в прошлом году в 33 руб. 63 коп. Помножьте на 80 млн получателей - сумма окажется внушительная. Почти 2,7 млрд рублей. И вроде как все впустую...
На самом деле, конечно, это не так. Информационная составляющая в любой области, в том числе и в социальной, играет важную роль. Такие расходы, возможно, и оправданы при информировании будущих пенсионеров, поскольку пенсионные права до того, как стать реальными деньгами, являются информацией в чистом виде.
Многие эксперты с сожалением говорят, что совершенно забыта такая форма внедрения новаций, как пилотный проект. И ведь действительно, проведение его в нескольких регионах показало бы реальную картину того, насколько востребованы бумажные извещения, подсказало бы оптимальное решение проблемы. Глядишь, и текст извещения стал бы доступнее для понимания, а пока электронный аналог страдает все теми же недостатками бумажного оригинала.
Людмила ИВАНОВА
|