Прошло три года с того момента, как Россия подписала
Конвенцию «О правах инвалидов». На очереди ратификация этого документа, которой
должно предшествовать совершенствование законодательства и практики в сфере
социальной защиты, реабилитации и социальной интеграции инвалидов
Уже подготовлены два административных регламента, один из которых связан
с предоставлением инвалидам и ветеранам технических средств реабилитации (TCP).
В этих средствах нуждается значительная часть инвалидов.
Поэтому обеспечение ими - важнейший компонент полного или частичного
восстановления их способностей к бытовой, социальной и профессиональной
деятельности, способствовать которому согласно Конвенции - обязанность
государства. В развитых странах этому с давних пор уделялось повышенное
внимание, а у нас в стране в силу целого ряда причин имело место отставание от
мировых стандартов и по части ассортимента, и по части качества, и по части
доступности. Административные регламенты - это, конечно, не способ решения
проблемы обеспечения TCP, но предпосылка к ее решению.
Один из административных регламентов непосредственно
касается обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами,
протезно-ортопедическими изделиями. А также выплат компенсаций за
самостоятельно приобретенные TCP, протезы и ежегодной денежной компенсации
расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-поводырей.
Но поскольку Республика Татарстан участвует в пилотном
проекте по передаче полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами
реабилитации в органы социальной защиты, то этим документом будут
руководствоваться и они.
Для пользователей TCP важны установленные Регламентом сроки
уведомления заявителя о постановке его на учет по обеспечению TCP с одновременной
выдачей направления на получение или изготовление изделия - 15 дней. Имеет
значение для них и описание процедур по выплате компенсации расходов в случае
самостоятельного приобретения изделий или оплаты услуг. При этом, как
устанавливает Регламент, срок ожидания заявителя в очереди на личном приеме при
подаче заявления о предоставлении государственной услуги зависит от количества
граждан, обратившихся за предоставлением государственной услуги, но не должен
превышать 30 минут. Как выполнить это требование Регламента - проблема
чиновников.
Важно для инвалидов и то, что выплата компенсации
осуществляется в месячный срок с даты принятия решения о выплате компенсации.
Но до того, как решение будет принято, должно пройти еще 30 дней со дня подачи
инвалидом или его доверенным лицом заявления о выплате компенсации. На все про
все уйдет 60 дней. Кроме того, Административный регламент содержит
исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с
законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления
государственной услуги. А это лишает возможности чиновников требовать от инвалидов все новые и новые
справки.
Отказаться принимать документы чиновники не могут, Регламент такого не
предусматривает, однако могут отказать в обеспечении TCP. Исчерпывающий
перечень оснований для отказа также представлен в Регламенте. Еще один важный
для пользователей TCP раздел Регламента связан с особенностями выполнения
административных процедур в электронной форме. Инвалиды могут общаться с
должностными лицами и решать свои
проблемы через Интернет, а вот правила и детали этого общения закреплены в
Административном регламенте.
Второй Регламент
определяет структуру и взаимосвязь административных
процедур, выполняемых при осуществлении контроля за порядком организации и
осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов. Он
тоже напрямую затрагивает интересы инвалидов, и не только тех, кто нуждается в
TCP. Организация медико-социальной экспертизы по-прежнему вызывает недовольство
инвалидов, о чем говорят и большое количество жалоб, и судебная практика.
С
другой стороны, от злоупотреблений со стороны проверяющих инстанций должны быть
защищены и региональные структуры медико-социальной экспертизы, равно как и
учреждения, реализующие индивидуальные программы реабилитации инвалидов.
Поэтому в Регламенте прописаны основания проведения плановых и вне- плановых
проверок, оформление результатов проверки, включая вручение акта проверки
руководителю проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Этот Регламент позволит исключить избыточные
административные процедуры и действия и обеспечит логичную, прозрачную и
понятную процедуру исполнения государственной функции. Что, в свою очередь,
повысит качество проверок, упорядочит работу структурных подразделений
центрального аппарата Федеральной службы медико-социальной экспертизы и
территориальных органов, сократит сроки рассмотрения вопросов и подготовки
документов. И еще - что немаловажно - усилит ответственность должностных лиц
Федеральной службы за соблюдение сроков и за качество результатов выполнения
административных действий.
Подготовлен Минздравсоцразвития России и проект закона «О внесении
изменений в статью 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации», тоже связанного со средствами реабилитации, которые язык
не поворачивается назвать техническими - речь идет о собаках-поводырях. А
изменения связаны с порядком выплаты ежегодных денежных компенсаций на их
содержание и лечение. Необходимость изменений обусловлена тем, что сумма - 10
тысяч рублей в год, - выделенная когда-то на содержание собак-поводырей, «подешевела»
больше, чем наполовину. Ее предлагается увеличить до 16 тысяч 900 рублей и
впредь индексировать в соответствии с инфляцией. Закон должен вступить в силу с
1 января 2012 года.
Ирина СИБИРЯКОВА (Наиболее важные выдержки из этих Регламентов будут публиковаться
в газете «Выбор» в следующем году).
|