75 лет назад, 7 января 1942 года, началась Любанская наступательная операция Волховского и Ленинградского фронтов. Она продолжалась до 30 апреля 1942 года. В результате советские войска продвинулись к северной столице на 70 километров и отвлекли на себя основной удар войск вермахта от города на Неве
Главной задачей операции было начало прорыва блокады Ленинграда с юга, со стороны станции Любань. Согласно Директиве Верховного Главного Командования РККА от 17 декабря 1941 года войскам Волховского фронта предписывалось пройти по оккупированной территории более 100 километров и пробиться к станциям Волосово и Луга.
Главной действующей силой операции была сформированная в Поволжье 2-я ударная армия, которую возглавил тогда генерал-лейтенант Николай Кузьмич Клыков. Общее руководство осуществлял командующий Волховским фронтом будущий маршал Кирилл Афанасьевич Мерецков.
Задачу свою в ходе наступательной операции 2-я ударная армия по сути выполнила. Если бы не подвели 52-я и 59-я армии, которые должны были обеспечивать тылы прорыва, подразделения «ударников» пробились бы к Любани. Но…
Немцы назвали это сражение «Битвой за Волхов» и отлично понимали его значение. Они перебросили в эти болота свои резервы из-под Ленинграда и даже из Франции, чтобы замкнуть наступавших в кольцо в районе станции Мясной Бор, что в 46 километрах от Великого Новгорода. Это место даже фашисты назвали «Arsch der Welt» («Задница мира»). Для советских бойцов это была Долина Смерти…
О боях под Мясным Бором написано много. И чаще как о величайшей трагедии окружения, в котором погибли десятки тысяч красноармейцев. Но нередко забывают о том, что именно подвиги бойцов и командиров 2-ой ударной армии в кольце за полгода полностью исключило оккупацию города на Неве. Погибая в волховских болотах, участники Любанской операции отлично понимали, что каждый снаряд и мина, упавшие на их головы, предназначались Ленинграду. Это они способствовали образованию в местных лесах кладбищ нескольких дивизий вермахта, о которых теперь знают только местные мародеры.
В сражении на Волхове участвовали десятки тысяч уроженцев Татарстана. Нашей рабочей группе казанского Парка Победы удалось по архивам установить места гибели лишь 369 наших земляков, погибших в районе станции Мясной Бор Новгородского района и 592 погибших на территории соседнего Чудовского района. Это значит, что реально там погибло более двух тысяч татарстанцев. Более 20 из них опознаны за 35 лет поисковиками по медальонам, наградам и личным вещам. Но подавляющее большинство из них так и остаются до сих пор «пропавшими без вести».
Долгое время с клеймом «пропавшего власовца» был и поэт-герой Муса Джалиль. Именно в редакции газеты «Отвага» 2-й ударной армии началась его фронтовая биография под Мясным Бором в апреле 1942 года и оборвалась там же полгода спустя, 24 июня, в последний день существования первого состава армии. Политрук Залилов раненым здесь был взят в плен как и 30 тысяч его однополчан.
О деятельности Мусы Джалиля в редакции «Отваги» подробно рассказал ответсекретарь газеты Виктор Александрович Кузнецов в своих мемуарах «Моя Книга памяти» (Казань, 1996 г.). Его интервью «Чудом уцелевшие странички» публиковалось в нашей прессе и на сайтах. Политрук Кузнецов сохранил номер газеты «Отвага» с единственным стихотворением Джалиля, опубликованным на русском языке на фронте под названием «Весенние резервы Гитлера». Вот несколько строк из них:
Не резервы это - мразь.
Мокрый снег, отбросы, грязь.
Ведь весной все утекает,
Что земле дышать мешает...»
Подробно ознакомиться с дневником В.А. Кузнецова можно в Музее-мемориале Великой Отечественной войны в Казанском Кремле.
Наиболее полные сведения о татарстанцах, погибших в волховских болотах, представлены на сайте «Татфронту.ру». Пока помянем таких же как Муса Залилов политруков и лейтенантов.
В марте 1942 года, когда фашисты впервые перекрыли коридор снабжения 2-й ударной армии, погиб лейтенант 366 стрелковой дивизии Зуфар Камалов из д.Новое Ахметьево Сармановского района.
А в апреле, когда Джалиль прибыл в армию, в Долине Смерти под Мясным Бором погибли политруки Василий Федорович Архипов из с.Малый Красный Яр Алексеевского района, Габдельбар Хабибуллович Хабибов из д.Чутай Ципьинского района, Габдулхай Сабирзянов из с.Малый Сулабаш Высокогорского района и казанец Галимзян Сабирзянов.
Тогда же в список потерь попали младшие политруки Закир Закиев из с.Алан Тюлячинского района, казанец Александр Семенович Андреев и младший лейтенант из Агрыза Иван Никифорович Красноперов.
В мае 1942 года не вернулся из боя политрук сформированного в Казани 285 отдельного батальона связи Юсуп Ахметович Багаутдинов. Кто знает, дошло ли тогда извещение о его смерти на его родину в с.Балтаево Апастовского района?
В июне при эвакуации раненных из огненного кольца список потерь пополнил помощник командира взвода сформированной в Казани 118 автотранспортной санитарной роты елабужанин Иван Павлович Корнилов.
В те же дни 191 стрелковая дивизия потеряла в бою своих лейтенантов Петра Георгиевича Яканина из с.Чинчурино Тетюшского района и казанца Леонида Михайловича Барышева.
Опознаны по медальону поисковиками останки двадцатилетнего младшего лейтенанта 267-й стрелковой дивизии Петра Павловича Безкоровайнова из д.Татарское Волчье Новошешминского района. Он погиб 12 мая.
В последний день битвы на Волхове 24 июня 1942 г., в день пленения поэта-героя не прорвались из окружения командир взвода 92-я стрелковой дивизии казанец Владимир Сергеевич Фомин, младшие лейтенанты Антон Никитич Марков из с.Субаш Тюлячинского района (4 гвардейская стрелковая дивизия) и Иосиф Матвеевич Синявин из с.Новошешминск (59 стрелковая бригада). Не пробился к своим и земляк Джалиля, уроженец Оренбургской области Идият Гисматович Тагиров, житель Чистопольского района.
Мы, активисты Ассоциации «Клуб Воинской Славы», делаем все, чтобы имена всех наших земляков, погибших в ходе Любанской наступательной операции были увековечены на мемориальном кладбище у станции Мясной Бор. Этот список растет, потому что поисковики из Татарстана не только 35 лет находят останки героев на волховских болотах, но и исследуют рассекреченные в 21 веке архивные списки боевых потерь Центрального Архива Министерства обороны РФ.
75-летие начала битвы под Ленинградом - еще одно напоминание о том, что наши земляки в составе 2-й ударной армии в первом полугодии 1942-го выполнили свой долг перед родиной. И в волховских болотах лежат останки не презренных «власовцев», а героев, которые отвлекли на себя основной удар фашистов, приготовленный городу на Неве.
Доказательства этого массового подвига представлены в Музее-мемориале Великой Отечественной войны в Казанском Кремле и Парке Победы г.Казани.
Михаил ЧЕРЕПАНОВ
На фото: Мемориал в Мясном Бору
|