В конце июля Президент России Владимир Путин подписал закон об уточнении порядка наложения штрафов при нарушении прав инвалидов, соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Изменения вносятся в положения Кодекса об административных правонарушениях
Ранее в законодательстве были определены обязательные для исполнения требования по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах здравоохранения, культуры, образования, транспорта, связи, ЖКХ, труда и занятости, социального обслуживания, но применению этой нормы мешает то, что в КоАП функции по привлечению к ответственности возложены на органы соцзащиты.
Этим документом наделяются полномочиями по составлению соответствующих протоколов федеральные надзорные органы: Ространснадзор - в части нарушений требований доступа инвалидов к объектам транспорта и услугам по перевозке, Роскомнадзор - к объектам и услугам связи, Росздравнадзор - к медицинским учреждениям, Рособрнадзор - к образовательным организациям и региональные органы контроля в сфере жилищного надзора, а также соцобслуживания.
Вопрос назрел уже давно, так как законодательство в этой области не работает. Рассмотрим положение дел с трудоустройством инвалидов. Например, как показал опрос портала «Работа ру» только половина работодателей в России принимают на работу инвалидов по квоте.
У 43% компаний, принимающих инвалидов на работу, их доля от общей численности работников не достигает 2 процентов, рабочие места оборудованы специально для инвалидов только на 27% предприятий.
В 55% случаев инвалиды работают специалистами, в 33% - теми, кого принято относить к категории «массовый персонал». Большинство (68%) работодателей признают, что качество работы инвалидов такое же, как и у всех остальных работников на аналогичных позициях.
Сейчас, по данным минтруда, в стране трудятся 1,012 млн инвалидов - 29% их числа. Ведомство намерено довести этот показатель до 40% к концу следующего года. Для этого, в частности, были определены требования по оснащению, оборудованию рабочих мест для инвалидов в зависимости от ограничений жизнедеятельности, утверждены показатели и ежегодно определяются рейтинги эффективности деятельности органов службы занятости по трудоустройству инвалидов. Наиболее высокие эти показатели в Красноярском крае (88%), Саратовской (86%), Тамбовской (82%), Белгородской (80%), Ростовской (79%), Тюменской (74%), Нижегородской (73%), Волгоградской областях (70). Как видите, Татарстан в их число не входит.
Инвалидам теперь начинают помогать с трудоустройством уже на этапе медико-социальной экспертизы. Введена новая госуслуга - сопровождение при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в индивидуальной помощи при освоении новых трудовых функций. Оно предполагает не только выявление барьеров на пути следования на работу, но еще и действия работодателя: привлечение наставника, оказание помощи в подборе и оснащении рабочего места. Кроме того, ведомство работает над законопроектом о создании специальных фондов, куда будут перечисляться средства от работодателей, которые не смогли выполнить квотные требования. И на эти средства будут, в частности, открываться специальные рабочие места для инвалидов.
Обращаясь в службу занятости, инвалиды в основном ищут вакансии сторожа, диспетчера, подсобного рабочего, сборщика, охранника, упаковщика, уборщика или администратора. Но нередко предприятия готовы и обучать соискателей тем профессиям, которые требуются на производстве. Так, в одной из крупных обувных компаний трудятся инвалиды по слуху и люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые прошли специальную подготовку при приеме на работу и получили профессии сборщика обуви, обработчика деталей, полуфабрикатов и изделий. При этом здесь не пришлось создавать для инвалидов специальные рабочие места, тратя на это солидные средства. Поэтому работодатели не спешат информировать службу занятости о том, какие у них есть вакансии для инвалидов. Это основное нарушение, которое выявляется во время проверок.
Чтобы как-то решить эту проблему Минтруда России предложило увеличить размеры штрафов за несоблюдение прав людей с инвалидностью при трудоустройстве и создании доступной среды.
За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства людей с инвалидностью в соответствии с установленной квотой, а также за отказ работодателя в приеме на работу человека с инвалидностью, необоснованный отказ в регистрации человека с инвалидностью в качестве безработного суммы штрафов на должностных лиц предлагается увеличить с 5-10 тыс. рублей до 10-20 тыс. рублей.
За уклонение от исполнения требований по обеспечению доступности для людей с инвалидностью объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры суммы штрафов могут повысить для должностных лиц с 2-3 тыс. рублей до 10-35 тыс. рублей, для юридических лиц - с 20-30 тыс. рублей до 100-150 тыс. рублей. Министерство уже готовит соответствующий законопроект, предусматривающий внесение поправок в законодательство.
Необходимость увеличения размера штрафов разработчики инициативы связывают с неэффективностью действующих мер по обеспечению надлежащей защиты прав инвалидов в сфере их социальной защиты, включая права на труд, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве, обеспечение доступа к объектам инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, в т. ч. обеспечение транспортной доступности и возможности использования транспортных средств для проезда.
Общественного обсуждение поправок завершится 12 сентября, поэтому предлагаемые размеры штрафов могут быть скорректированы с учетом замечаний и предложений госорганов, общественных организаций инвалидов, экспертного сообщества и всех других заинтересованных лиц.
А нам остается только надеется, что новые меры защиты прав инвалидов, действительно защитят их от безработицы и обеспечат доступ к объектам инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.
Людмила ИВАНОВА
|