Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Владимир Лукин представил свой доклад за
2010 год Президенту Российской
Федерации, в Совет
Федерации и Государственную Думу,
в Правительство, в Конституционный суд, Верховный
суд, Высший Арбитражный
суд и Генеральному
прокурору
В докладе дается общая оценка положению дел с соблюдением конституционных
прав и
свобод человека в России,
анализируются наиболее острые
проблемы в этой сфере, приводится
информация о деятельности Уполномоченного, включающей рассмотрение как
индивидуальных, так и
коллективных обращений граждан,
о мерах, предпринятых Уполномоченным для
восстановления нарушенных
прав и свобод граждан, а
также для совершенствования законодательства, правоприменительной практики
и административных процедур.
Этот объемный, подробный
доклад читается легко, и с интересом.
Но с другой стороны охватывает чувство безнадежности - как много нарушений
прав граждан происходит в нашей
стране! И это только те, о которых
сообщил Владимир Лукин, а сколько
их еще не попало ни в доклад, ни
в аппарат Уполномоченного. А ведь
нарушение наших прав, - это нарушение
главного закона страны -
Конституции. И нарушение Конституции должно
считаться преступлением, но этого
не происходит.
Чиновники, нарушающие наши права: право на жизнь, на
труд, на жилье, на свободу мысли, на
образование, на отдых, на информацию, на
здоровье и т.д. и т.п. - по сути
нарушают Конституцию, но
никто из них не несет наказания, не
лишается своей должности, не
подвергается всенародному осуждению.
И этому положению дел Владимир Лукин дает очень
правильное обоснование.
«Конституция
нашей страны четко
определяет Российскую Федерацию как
демократическое, правовое государство, высшей ценностью
которого являются права и свободы
человека, а единственным источником власти - народ. Поглощенные повседневными
делами и заботами, мы редко всерьез задумываемся о том, как, когда и при
каких условиях эта гордая
декларация может стать реальностью.
Ответ тем не менее весьма прост -
это случится не раньше,
чем нам удастся
обеспечить или хотя бы заметно
приблизить подлинное равенство
всех перед законом
и судом».
Именно неравенство перед законом и судом является
главным бичом нашей
страны. И никакая борьба с
коррупцией, которая фактически разрушает национальную безопасность
России, не приведет к успеху до
тех пор, пока все, начиная от президента
и заканчивая рядовым гражданином
не будут равны перед законом.
Причину такого неравенства Владимир Лукин
усматривает в далеких
исторических корнях.
«Являясь наследием великой,
героической, но глубоко
противоречивой истории России, наша
массовая политическая культура в весьма значительной степени включила
в себя веру
людей в «доброго царя» - монарха, генсека, президента - в конечном
счете, в любого высокопоставленного начальника, которому надо «бить челом» в
поисках «милости» и «справедливости». Эта архаичная вера - серьезное
препятствие на пути к
демократическому правовому государству, граждане которого преодолели
пагубную привычку просить то, что следует
требовать по закону, или, по-другому, ждать, когда права
дадут, вместо того чтобы практически реализовывать
их в соответствии с Конституцией, являющейся, как
известно, документом прямого действия».
Да, в людях неистребима вера
в «доброго царя», как
бы он ни
назывался на разных этапах
развития страны. Даже когда и верить-то перестаешь, все
равно в
глубине души, независимо от нас живет надежда - а вдруг на
этот раз все образуется, а вдруг, наконец, все будет справедливо и
правильно. Так и живем, надеясь, разочаровываясь, и снова надеясь.
Конечно, есть граждане, которые активно
борются за свои
права. Но чего это стоит? Они
испытывают колоссальное сопротивление чиновников, им приходится
преодолевать массу всяких препятствий, а
не добившись справедливости, обращаются к Уполномоченному по правам человека.
Такими примерами изобилует
доклад Владимира Лукина. И
только его вмешательство зачастую помогает решить
проблему, причем, решить
по закону.
Следовательно, законы
нарушаются, но чиновники
не несут за это ответственности.
Хотя, как пишет Владимир
Лукин, «перед лицом закона и суда все люди равны
независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного
положения, убеждений, в том числе, отношения к
религии, принадлежности к
общественным объединениям, а также любых
других обстоятельств».
Но, как пишет
далее Уполномоченный, «обеспечение
права на равенство сплошь и рядом зависит от имущественного или
должностного положения человека.
Состоятельный человек оплатит
услуги адвоката, который
эффективно защитит его права. Человека
известного и популярного в обществе дополнительно защитят его репутация
и связи. Государственного служащего - сам
факт принадлежности к
влиятельной государственной структуре. Рядовой член общества,
нередко ограниченный в средствах, не
занимающий высокой должности, - всех этих преимуществ, естественно, не
имеет. Изначальное неравенство фактических возможностей «богатых» и «бедных» -
болезнь любого общества. Полностью
излечить ее не удалось пока нигде. В том числе и потому, что со временем
общество к этой хвори привыкает, начинает воспринимать ее не
только как неизбежное зло, но и как нечто функционально полезное. Так, к
сожалению, произошло и в нашей стране, где
к не бесспорным вековым традициям добавились
издержки «дикого», а потом и государственного капитализма».
Картина, как видим, безрадостная. И все же, читая доклад,
видишь, что добиться справедливости можно, (хотя и с большими трудностями), и,
главное, добиваться нужно! Нельзя превращаться в бессловесное стадо, которое
идет туда, куда его погонят. На это делает акцент и Владимир Лукин, утверждая,
что «права - не дают, права - берут».
А для этого необходимо срочно определиться
со своей позицией в жизни и четко прояснить для себя, каковы должны
быть отношения с
государством. И Владимир Лукин
со свойственной ему
прямотой и, что особенно радует,
умно дает свои рекомендации.
«Хотелось бы напомнить, что
в короткой истории новой России
не было, пожалуй, ни одного
сколько-нибудь
продолжительного периода, не
отягощенного острейшей полемикой
о месте и роли государства,
которое, по нашей
давней традиции, принято
либо винить во
всех бедах и
проблемах, либо воспринимать
как нечто сакральное,
недоступное для понимания и потому
в принципе не
подлежащее критике. Как и всякая
крайность, оба эти подхода
вызывают немалые сомнения
с позиций обычной
логики. Еще хуже,
однако, то, что в данном
конкретном случае они
выглядят как упражнение в коллективной
безответственности. Ведь государство - это не
просто совокупность органов
власти. Государство - это все
мы, народ России,
формирующий свое государство.
Каким станет государство, зависит
в конечном счете от нас самих, от
нашей мудрости, честности, активности и
принципиальности».
(Выдержки из Доклада читайте на 3, 4 и 7 страницах).
Розалина ИБРАГИМОВА
|