Право на образование
Чрезвычайно остро
стоит сгодня и проблема доступа к образованию детей с
ограниченными возможностями
здоровья. Эта проблема еще больше осложняется, если ребенку
необходимо посещать специализированное образовательное учреждение или же интегративную группу
(класс) в комбинированном образовательном учреждении
в связи с
заболеванием.
Следует признать, что все основополагающие нормативные
акты в сфере образования
(Конституция Российской
Федерации, Закон Российской Федерации
«Об образовании», Федеральный закон
от 22.08.1996 года №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральный закон от 24.11.1995
года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Конвенция
о правах
ребенка и др.) не в полной мере
регулируют вопросы обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья, и
их последующей интеграции в
общество. Для устранения существующих
пробелов очень бы пригодился
специальный федеральный
закон, детально регламентирующий все аспекты реализации прав этой категории граждан на получение образования. Нелишне отметить, что
еще в 1999 году соответствующий законопроект был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации,
но тогда же был отклонен Президентом
России.
Большим шагом
в верном направлении стало подписание нашей страной Конвенции о
правах инвалидов, предусматривающей
обязанность государств-участников
обеспечить инклюзивное образование
на всех уровнях (когда ребенок-инвалид зачисляется в обычную группу образовательного учреждения, общается, воспитывается и
обучается вместе со здоровыми
сверстниками). При этом Конвенция
впервые рассматривает вопросы
реализации прав инвалидов не
в контексте их
приспособления к жизни
общества. Философия Конвенции в том, что жизнь всего общества
должна быть организована с учетом потребностей и особенностей самих
инвалидов. К сожалению,
указанная Конвенция, подписанная нашей
страной еще в 2008 году, до
сих пор
не ратифицирована.
В отчетном
году группа родителей детей с
синдромом Дауна из г.Красногорска Московской области обратилась
к Уполномоченному с жалобой
на нарушение прав дошкольников на
образование и социальную адаптацию в обществе, поскольку в
городе не существует детских
садов, готовых их принять. Многочисленные
обращения родителей в
различные инстанции с просьбой обеспечить их детям получение
образования в инклюзивной форме
в обычных дошкольных учреждениях
оказались безрезультатны.
После обращения
Уполномоченного в областное Министерство образования вопрос был
решен положительно, хотя и не без труда. В настоящее время дети с
ограниченными возможностями здоровья посещают дошкольные
учреждения общего типа, что, по
мнению детских психологов, положительно сказывается на их интеграции в
общество.