Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан
Сария Сабурская представила Доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в РТ в 2011 году. Ее
оценка основана на обобщении результатов рассмотрения поступивших к Уполномоченному жалоб граждан, что является приоритетом в
ее деятельности. Как и в предыдущие годы, значительное число жалоб граждан
связано с нарушением прав на жилище, прав на охрану здоровья и медицинскую
помощь, прав на труд и права на социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности и права на государственные пенсии и социальные пособия
В 2011 году в адрес Уполномоченного поступило 2035 жалоб и других обращений
граждан. По сравнению с предыдущим годом это число увеличилось на 48 процентов.
Больше всего обращений поступило из Казани и Набережных Челнов, а также из
Зеленодольского, Менделеевского, Нижнекамского, Чистопольского, Лаишевского,
Высокогорского, Пестречинского, Альметьевского, Арского, Тетюшского и
Верхнеуслонского районов.
Помимо
письменных обращений, были так называемые устные, когда граждане приходили к
Упономоченному лично, чтобы заявить о своих попранных правах. В прошедшем году
проводились также совместные тематические приемы граждан с руководителями
государственных органов, например, с министром здравоохранения Республики
Татарстан А.Р.Фарраховым, руководителем Управления Федеральной службы судебных
приставов по Республике Татарстан Х.Г.Шариповым и другими ответственными
лицами.
В результате этой работы, например, были восстановлены права
граждан по 202 обращениям, даны разъяснения по 1789 обращениям, в 44 случаях в
рассмотрении обращения отказано. По утверждению Сарии Сабурской, начала
складываться практика участия Уполномоченного и его представителей в
рассмотрении гражданских дел в суде в качестве третьего лица.
Больше стало обращений, поступающих через интерент-приемную
Уполномоченного по правам человека. Если по итогам 2010 года было 58 обращений,
то по итогам 2011 - 350.
Что касается сути обраще-
ний, то больше всего люди
жаловались на нарушение их прав на жилье и жилищно-коммунальное обслуживание.
Они составили около 20 процентов. На несогласие с судебными решениями
пожаловались около 15 процентов. Примерно столько же остались недовольными
деятельностью сотрудников правоохранительных органов. Всего 10 процентов
обратившихся к Уполномоченному, не довольны социальным обеспечением и
социальной защитой. Жалобы на медицинское обслуживание составили около 3
процентов от общего числа. 2 процента - жалобы на образование.
Как и в предыдущие годы,
значительное число жалоб
связано с жилищными вопросами. Как правило, они касаются улучшения жилищных
условий, хотя, по мнению Уполномоченного, в республике в этом направлении
делается очень много. Строится жилье, в том числе и по программе социальной
ипотеки, улучшаются жилищные условия ветеранов Великой Отечественной войны.
Всего за период 2010-2011 годы в республику на обеспечение
жильем ветеранов Великой Отечественной войны поступило 14,33 млрд рублей. Из
16683 человек из числа ветеранов, жителей Республики Татарстан, состоявших на
учете в качестве нуждающихся, 14870 человек улучшили свои жилищные условия.
И все же проблемы остаются, и значительная часть связана с
обеспечением жильем социально уязвимых категорий населения. Например, в
прошедшем году были зафиксированы случаи, когда вступившие в законную силу
судебные решения, обязывающие исполнительные комитеты, в частности,
Альметьевского, Зеленодольского, Чистопольского муниципальных районов, Казани
обеспечить заявителя жильем, ими не исполняются даже в случае обращения граждан
в службу судебных приставов.
Всего по информации Управления Федеральной службы судебных
приставов по Республике Татарстан, в 2010-2011 годах на принудительном
исполнении в структурных подразделениях Управления находилось 80 судебных
решений о предоставлении нуждающимся гражданам жилья по договорам социального
найма органами местного самоуправления. В результате принятых мер судебными
приставами было окончено 43 исполнительных
производства.
Жаловались и многодетные семьи, которых исключили из списков
получателей жилищных сертификатов. В июле в Набережных Челнах Уполномоченным
совместно с комитетом Госсовета РТ по социальной политике проведен «круглый
стол» по данной теме.
Совершенно очевиден факт, что 43 оформленных сертификата в
2011 году, не снизило проблемы большой очередности многодетных семей (834
семьи), нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение
сертификата. В свою очередь, внесенные изменения в Земельный кодекс РТ в части
предоставления земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и
более детей, по мнению омбудсмена должны снизить остроту жилищных проблем
многодетных семей.
Что касается коммунальных
услуг, злободневной остается
проблема качества их предоставления. Чаще всего обращения связаны с не
согласием с тарифами, отсутствием и не- предоставлением управляющими
организациями информации собственникам, несогласием с начислением по ОДН,
отсутствием отчетов управляющих организаций перед собственниками, включением в
счета-фактуры статей затрат, не являющихся коммунальными услугами,
использованием общедомового имущества в коммерческих целях без согласия
собственников жилья, нарушениями требований жилищного законодательства о порядке
проведения общих собраний собственников и членов товарищества собственников
жилья.
По мнению Уполномоченного, одной из основных причин
недовольства граждан сферой жилищно-коммунального обслуживания является
недостаточная разъяснительная работа с населением и непрозрачность работы
управляющих организаций. Счета, предъявляемые потребителям коммунальных услуг,
должны быть понятны им, а организации, осуществляющие управление
многоквартирными домами, должны нести реальную ответственность за допускаемые
нарушения и недостатки.
Уполномоченный в своем док-
ладе отметила высокий удельный
вес жалоб на действия (бездействие) или решения сотрудников правоохранительных
органов.
Однако подчеркнула, что исходя из имеющихся данных, сделать
вывод о падении уровня доверия населения к правоохранительным органам будет
неправильным, приписав этот результат тому, что велась огромная совместная
работа с правоохранительными органами по приему граждан, когда поступали
соответствующие жалобы.
Однако вряд ли Уполномоченный была бы столь оптимистичной,
если бы готовила доклад после трагических событий в Казани, связанных с пыткой
в полицейских застенках Дальнего и погибшего позже Назарова. Видимо, эти факты
войдут в доклад следующего года, и оценка работы правоохранительных органов не
будет столь утешительной.
Своими большими помощни-
ками в деле защиты прав
человека Уполномоченный считает общественных помощников. По мнению омбудсмена,
все они опытные и авторитеные люди из числа местных жителей. Среди них есть
представители самых разных профессий: юристы, педагоги, экономисты, врачи и
многие другие.
Их жизненный опыт и знание проблемы изнутри, активная
правозащитная и просветительская деятельность позволяют решать многие проблемы
оперативно прямо на месте без лишней переписки и ожидания.
Для примера можно рассказать о том, как в Кукморском районе
в результате проведенной работы общественного помощника Г.Ф.Габдрахмановой
совместно с органами местного самоуправления был решен вопрос гражданина К. по
поводу отсутствия освещения центральной улицы в одном из населенных пунктов
района. Или как в Камско-Устьинском районе общественный помощник И.П.Маховик
оказал содействие по подготовке необходимых документов для закрепления за
гражданином И. квартиры. Всего общественными помощниками Уполномоченного по
правам человека было рассмотрено более 1,5 тысяч обращений.
Что касается соблюдения
права на охрану здоровья и
медицинскую помощь, по мнению омбудсмена, в республике уделяется большое
внимание развитию системы здравоохранения, на строительство и капитальный
ремонт которых было направлено более 5 млрд рублей.
Введены в строй новые крупные объекты: сосудистые центры в
Елабуге и Бугульме. На базе онкологического диспансера открылся второй в стране
Центр ядерной медицины, который значительно расширил возможности
врачей-онкологов. Ведется масштабная модернизация крупнейших клиник республики
- РКБ и ДРКБ. Во многом благодаря мерам по развитию системы здравоохранения в
республике продолжительность жизни татарстанцев возросла за 10 лет с 67,6 до
71,3 года. По итогам 2011 года количество составленных актов о рождении
превысило количество актов о смерти на 4 253 (51 391 против 47138).
Вместе с тем на основе
выборочно изученных амбулаторных и стационарных медицинских карт практически во
многих учреждениях, в которых проводилась проверка, установлены случаи
ненадлежащего ведения документации по оказанию медицинской помощи (отсутствие
описания объективного осмотра пациентов, отсутствие оценки динамики лечения и
т.д.). Безусловно, что данные нарушения снижают качество оказания медицинской
помощи.
В ряде учреждений здравоохранения выявлены факты
ненадлежащего хранения лекарственных средств в процедурных и смотровых
кабинетах: использование препаратов с истекшим сроком годности, несоблюдение
температурного режима при хранении лекарственных средств, незащищенность
лекарственных препаратов от прямых солнечных лучей и многое другое. По всем
указанным нарушениям в адрес руководителей направлены предложения и замечания
по их устранению.
Обращает на себя внимание штатная неукомплектованность
медицинским персоналом практически каждого проверяемого учреждения. Так,
например, на период проверки в Бугульминской ЦРБ по штатному расписанию
числилось 330,75 штатной единицы врачей, всего же - 221 человек.
Укомплектованность врачами - 65 процентов. В Муслюмовской ЦРБ была выявлена
потребность в врачах - специалистах (акушер-гинеколог, терапевт, педиатр,
эпидемиолог, хирург, кардиолог). Из числа работающих врачей - 38 процентов лица
пенсионного возраста
Недостаток площадей МУЗ Казани «Городская поликлиника № 9»
не позволял организовать работу специалистов урологической и эндоскопической
службы, в связи с чем заключены договоры с другими учреждениями.
Однако Уполномоченный вы-
ражает надежду, что в 2012
году дальнейшая реализация Программы
«Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы» позволит
улучшить качество и обеспечение доступности медицинской помощи населению.
Прошедший год показал, по мнению Сарии Сабурской, что в
республике сохраняется тенденция к улучшению положения в важнейших сферах
человеческой жизнедеятельности. Успешно реализованы мероприятия
республиканского масштаба в сфере образования, жилья, здравоохранения, спорта.
По мнению Уполномоченного, проводимая работа неразрывно связана с пониманием
прав человека как высшей ценности.
Что же касается 2012 года, Сария Сабурская считает, что в
первую очередь надо проводить «круглые столы», организовывать «горячие линии»
на самые острые темы, требующие
незамедлительного решения. Одним словом, наладить прямую связь с народом.
|