Через несколько дней в нашей республике будет праздноваться одноименный праздник – День республики. Причем, отмечаться он будет в 20-й раз.
Напомним, что в 1990 году была принята и подписана Декларация о государственном суверенитете республики. В 1992 году был проведен референдум и принята Конституция Республики Татарстан. В результате республика приобрела новый государственный статус. Минтимер Шаймиев стал первым президентом.
Это было поистине революционное событие. Помимо политических дивидендов республика приобретала и ощутимые материальные. А именно - закрепляла за собой землю, ее недра, природные богатства и другие ресурсы на своей территории, которые становились, согласно Конституции, собственностью ее народа. Именно так, красиво и многообещающе, это было прописано в главном документе республики. Однако с тех пор утекло много воды, а в нашем случае нефти, которая и стала одним из аргументов, позволяющих претендовать нашей республике на особый статус.
Но сегодня совсем другая история и другая жизнь, которая, впрочем, забрезжила еще в 2000-е годы, когда была начата реформа по приведению местных конституций и других законодательных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, чтобы забрать, наконец, столько суверенитета, сколько дал регионам первый президент России Борис Ельцин. И уже тогда обсуждался вопрос о наименовании отдельных глав регионов. Но в силу особой щепетильности этой темы, вопрос был отложен до лучших времен, тем более что разобраться с конституциями было куда важнее. Однако вопрос не был снят с повестки дня окончательно. И этот день наступил.
Наступил, чтобы окончательно поставить все точки над «и». Жаль, что поставить эти самые точки предложил одиозный Рамзан Кадыров, потому что определенный резон в таком предложении есть. Вся полнота власти в России принадлежит федеральному центру, а не субъектам. Поэтому глава субъекта федерации не является президентом в том же смысле, в каком Дмитрий Медведев является главой российского государства. С юридической точки зрения такое переименование не только уместно, но и необходимо.
По крайней мере, к этому все шло. И не удивительно, что эту инициативу поддержали, по информации некоторых информационных агентств, практически все республики России. И можно по-разному оценивать этот факт: как верноподданнический или как согласие с разумным решением. Удивительно то, с каким заявлением выступил Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев. И хотя эта должность звучит гордо, ясно, что она была специально придумана для бывшего президента за его «бывшие заслуги». А значит надо быть особенно осторожным, делая заявления в таком щекотливом вопросе. По-человечески Минтимера Шариповича можно понять. Двадцать лет он строил республику под себя, при этом слывя этаким добрым дедушкой. У него и кличка была соответствующая - Бабай.
И вот Бабай, видимо, смолчать не смог. Он заявил, что в Парламент Татарстана от людей, обладающих правом законодательной инициативы, предложений об изменении названия высшего должностного лица не поступало. И даже, если они поступят, то Госсовет Татарстана вряд ли пойдет на изменение Основного закона.
Что это? Демонстрация того, что слово «бывшего» до сих пор имеет силу, способную заставить Госсовет поступить так, как он сказал? Или это попытка осложнить жизнь активному, современному президенту. Ведь не может же не понимать политический аксакал Шаймиев, что невозможно, да и не нужно останавливать начавшийся процесс унификации названий глав российских регионов. Тогда к чему все эти разговоры о том, что «не прошло и полгода, как наш новый Президент Рустам Минниханов принародно принес клятву верности Конституции, положив на нее руку».
Честно говоря, по большому счету нам, простым людям, все равно, как будет называться глава республики - от этого он не станет менее главным. Для нас главнее, чтобы он уважал людей, чтобы меньше говорил, а больше делал, чтобы процветала не какая-то абстрактная республика, а каждый ее житель. Чтобы каждый родившийся ребенок был желанным в республике, чтобы каждая женщина могла иметь возможность отдавать ребенку столько времени, сколько требуется, чтобы каждый мужчина мог работать и получать за свою работу достойную зарплату, чтобы пенсионеры могли, как в западных странах, не только не нуждаться в самом необходимом, а начать путешествовать по разным странам, чтобы инвалиды, наконец, вышли из дома, потому что так называемая среда стала для них, наконец, доступной.
Вот тогда все мы с радостью будем отмечать День республики - праздник, который наполнится настоящим смыслом, а не политическим лозунгом, от которого нам ни жарко, ни холодно. А Минтимера Шариповича пусть согреет тот факт, что он может остаться первым и единственным президентом Татарстана.
|