Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 26.04.2024, 14:15

Главная » 2022 » Январь » 31 » Премьере Ленинградской симфонии 80 лет
07:35
Премьере Ленинградской симфонии 80 лет

Ежегодно 27 января в нашей стране отмечают День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В этот день в 1944 году закончилась героическая оборона города на Неве, которая продолжалась 872 дня. Немецким войскам так и не удалось вступить в город. Ни страшный голод, ни холод, ни постоянные артиллерийские обстрелы и бомбардировки не смогли сломить волю защитников и жителей блокадного города. Их беспримерный подвиг навсегда останется в российской истории символом отваги, стойкости, величия духа и любви к нашей Родине

Сегодня мы хотим вспомнить об одном событии, которое произошло в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года и стало еще одним свидетельством стойкости и силы духа его жителей. В этот день в осажденном городе впервые исполнили Великую седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, которую еще с легкой руки Анны Ахматовой называют Ленинградской. Композитор сочинил ее в блокадном городе, как ответ немецкому нашествию. В этом году исполняется 80 лет со дня ее премьеры в осажденном Ленинграде. Кстати, в исполнении 7 симфонии принимал участие наш земляк барабанщик Жавдет Караматулович Айдаров, который после войны руководил в Казани Государственным ансамблем песни и танца республики и преподавал в Казанской консерватории. Но обо всем по порядку.
Итак, шел 355-й день блокады. По планам фашистского командования Ленинград 9 августа 1942 года должен был сдаться. В фешенебельной гостинице «Астория» предполагалось провести банкет по этому поводу, гитлеровцы даже успели отпечатать пригласительные билеты… И как вызов врагу, именно в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии состоялся концерт, на котором прозвучала Седьмая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича. 
На момент написания произведения Шостаковичу было 35 лет. Он состоял в рядах противовоздушной обороны, отрываясь от сочинительства только по случаю военных тревог. До эвакуации композитора в октябре были готовы первые три части. Финал легендарной симфонии Шостакович писал уже в Куйбышеве. К концу декабря 1941 года симфония была завершена Премьера состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942 года. Затем симфония прозвучала в Москве, Ташкенте и Новосибирске. Летом 1942-го произведение Шостаковича прозвучало в Нью-Йорке, мгновенно разлетевшись по миру.
Оставалось организовать живое оркестровое исполнение в Ленинграде. И вскоре решение было принято: симфонии в блокаде звучать! Причем дата, как мы уже говорили выше, была выбрана особенная - 9 августа. 
2 июня из Куйбышева на самолете спецрейсом была доставлена в Ленинград партитура. Радиокомитет поручил подготовить исполнение симфонии дирижеру Карлу Ильичу Элиасбергу. 
Спустя время Ольга Берггольц писала: «Единственный оставшийся тогда в Ленинграде оркестр Радиокомитета убавился от голода за время трагической нашей первой блокадной зимы почти наполовину. Художественный руководитель Радиокомитета Яков Бабушкин  через городской комитет партии достал нашим музыкантам дополнительный паек, но все равно людей было мало для исполнения Седьмой симфонии. Тогда по Ленинграду был через радио объявлен призыв ко всем музыкантам, находящимся в городе, явиться в Радиокомитет для работы в оркестре».
Вскоре начались первые репетиции. Продолжались они по 15-20 минут из-за слабости музыкантов, но проводились по несколько раз в день. 
Порой и найденные оркестранты «выходили из строя». Так произошло, что на репетицию не вышел ударник Жаудат Айдаров. Карл Ильич тут же пошел его искать и обнаружил музыканта в мертвецкой Дома радио. Он заметил, что пальцы музыканта слегка шевелились. Да он же живой! - воскликнул дирижер, и это стало вторым рождением Жаудата. Без него исполнение «Седьмой симфонии» было бы невозможным - ведь он должен был выбивать барабанную дробь в «теме нашествия». 
Позже музыкантов прикрепили к столовой Горсовета - один раз в день они получали горячий обед. Но музыкантов все равно не хватало (нужно было 80 человек). Решили обратиться в штаб Ленинградского фронта. Музыканты, находившиеся в армии и на флоте, получали предписание: «Командируется в оркестр Элиасберга». Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя сбежал альтист. Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, трубач притопал в валенках, несмотря на начало лета - у него были распухшие от голода ноги, и они не влезали в другую обувь.
Каждодневные репетиции стали более продолжительными. К концерту готовились, как к важному сражению. Уговорами и жесткой дисциплиной Элиасбергу удалось подготовить свой оркестр к исполнению грандиозного произведения Шостаковича. 
В день концерта в центре Ленинграда висели афиши.
Одна из участниц легендарного исполнения Седьмой симфонии Шостаковича гобоистка Ксения Маркьяновна Матус вспоминала: «…В зале оказалось довольно много народа, а мы ощущали невероятный подъем, потому что понимали, что сегодня держим большой экзамен.
Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать… И когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя. За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Шостакович прислал телеграмму, поздравил нас всех».
Пока музыканты исполняли Седьмую симфонию, артиллерия командующего фронтом Леонида Говорова подавляла вражеский огонь. Это была симфония Говорова, благодаря которой ничто не отвлекло ленинградцев от прослушивания музыки Шостаковича.
Параллельно с живым исполнением премьера транслировалась по всем громкоговорителям и радиоточкам. Немцы стали невольными слушателями, неприятно удивившись неожиданному воодушевлению и стойкости горожан. Они-то были уверены, что город фактически мертв. А в его сердце зазвучал оркестр, исполнивший необыкновенную музыку и провозгласивший тем самым поворотный момент в блокаде Ленинграда.
Ирина СИБИРЯКОВА

Категория: История страны | Просмотров: 114 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика