Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 28.03.2024, 22:30

Главная » 2013 » Декабрь » 20 » «Превозмогаю боль всю жизнь...»
11:26
«Превозмогаю боль всю жизнь...»
Эту фразу произнесла героиня моего сегодняшнего рассказа Нурания ЗИЯТДИНОВА. И хотя на первый взгляд она звучит драматично, позже вы поймете, что ключевое слово в этой фразе все-таки «жизнь», какими бы сторонами она не поворачивалась
 Большая семья, состоящая из родителей и четырех дочерей жила в деревне Кандыз Бавлинского района. Жили не тужили до тех пор, пока не началась Великая Отечественная война, и отец ушел на фронт. В 1943 году после тяжелого ранения он вернулся домой инвалидом. В 1955 году тяжело заболела мама и в 33 года ее не стало… Самой старшей дочери было тогда 12 лет, самой младшей - 3,5 года. Нурание, которая была третьей - 6 лет.Через два года отец  женился, и в дом пришла мачеха. 
Понятно, что даже самая золотая мачеха не может детям заменить родную мать. Не удалось это и новой жене отца. Но, к счастью, с ними до конца своих дней жила  родная бабушка. Все ее звали Нахерлегаян абыстай, потому что она была очень образованной: знала арабский язык и фарси. А еще она была просто доброй и заботливой бабушкой, которая не только любила и нежила своих внучек-сироток, но и обучала многим женским премудростям: шитью, вязанию, да и многим домашним делам, которых так много в деревенской избе. 
Вся эта патриархальная, если можно так выразиться,  жизнь закончилась для Нурании в 14 лет, когда она уехала в Бугульму и поступила в медицинское училище, как и мечтала в далеком детстве. Поступила легко, несмотря на то, что училась в татарской школе, где, кстати,  была круглой отличницей. Но первые полгода в училище стали для нее настоящим мучением - не зная русского языка, она стала двоечницей. Но свой характер не переделаешь, и вскоре она уже снова стала пятерочницей, а по-русски говорила не хуже своих однокурсников. 
На третьем курсе она … влюбилась! Было ей тогда 16 лет. Забегая вперед, скажу, что это была первая и единственная любовь всей ее жизни. Раису в ту пору было уже 24 года, и он только что пришел из армии: высокий, в офицерском галифе! Одним словом,  девушка не устояла. Да, похоже, и он, если еще два года ждал, пока она вырастет, чтобы взять ее в жены.  
После окончания училища, Нурания Зиятдинова уехала по распределению в деревню Поповка Бавлинского района, где работала два года сначала просто медсестрой, а потом операционной сестрой в больнице. Быстро пролетели два года, и влюбленные, наконец, поженились и уехали в Бугульму. Молодая семья поселилась в общежитии для молодых специалистов. Жена работала медсестрой в инфекционной больнице, муж - водителем. 
Их дочери Эльвире исполнился год, когда семью постигла первая беда. Тяжело заболел муж, когда ему было всего 29 лет. Заболел так, что вынужден был перенести две серьезные операции подряд. Молодая жена, которой в ту пору был всего 21 год, две недели спала в мужской палате, в которой было еще восемь мужчин, на полу. Она ни на минуту не оставляла своего мужа. И когда врачи сказали ей с сочувствием, что он висит на волоске, она твердо ответила им: «Он не умрет!». И оказалась права.  Молодой мужской организм и вера и уход жены сделали свое дело. Казалось бы, жизнь вернулась в свою колею.
Однако пережитые операции давали о себе знать: постоянно нужны были лекарства, да и просто хорошее питание. А денег на это не хватало. В те времена не только они, большинство людей жило бедно и голодно. И семья решила уехать на Север на заработки. Нурание Зиятдиновой было тогда 24, дочери Эльвире - 4 года. Так они оказались в Нефтеюганске в Тюменской области. 
Жизнь на новом месте быстро наладилась. Им дали большую 20-метровую комнату в квартире с подселением. Жена устроилась в садик старшей медсестрой, куда ходила и дочь Эльвира. Муж, который к этому времени закончил строительный техникум, устроился на работу в нефтяную организацию. 
Три года пролетели незаметно: много работали, но и хорошо отдыхали: каждый год ездили на Черное море или к родным в Бугульму. В тот год они тоже собирались ехать на юг, и уже были куплены билеты в Симферополь… когда в ноге Нурании обострилась боль, которая уже почти год давала о себе знать… Вскоре стало ясно, что ни о каком Симферополе не может быть и речи. Врач, которому Нурания пожаловалась, направил ее в Тюменский онкологический диспансер. Было ей тогда 27 лет. 
«Только спустя много-много лет я могу говорить об этом более-менее спокойно, - вздыхает Нурания Вафиевна. - Три недели продолжалось обследование. Врачи никак не могли вынести мне вердикт - очень жалели меня, потому что я была еще совсем молодой. В результате я его, конечно, узнала - «саркома»! В первые же выходные сбежала домой в Нефтеюганск, чтобы со всеми попрощаться… Но мужу сказать ничего не смогла, и написала ему письмо на шести страницах. Я понимала, что мне предстоит ампутация ноги, и со слезами просила любимого мужа не бросать меня…  Когда он прочитал это письмо, то устроил мне скандал, как я могла подумать о таком … В результате перед операцией я была совершенно спокойна. В этой страшной ситуации меня спасли муж Раис и дочь Эльвира».
Так это и было. С одной стороны маленькая дочка нуждалась в материнской любви и заботе, которой была лишена сама Нурания. А муж интуитивно выбрал правильную политику, обращаясь с женой, как с абсолютно здоровым человеком. Он так и говорил: «Ты - здоровая и перестань себя жалеть!».  Но, наверное, трудно понять, если сам этого не пережил, как перестать беспокоиться о своем здоровье, пережив однажды страшную болезнь «рак». «Это был стресс такой силы, что до сих пор, спустя 37 лет, я прислушиваюсь к себе, наблюдаю за собой, все ли со мной ладно», - признается Нурания Вафиевна. 
Однако молодость и сила характера сделали свое дело. Она устроилась работать в клинико-диагностическую лабораторию, где, кстати, тоже не хотела быть последним работником. Вскоре приняла участие в конкурсе лаборантов Тюменской области и заняла третье место! Одним словом, жизнь вошла в свое вполне благополучное русло. Им дали  отдельную однокомнатную квартиру, выделили автомобиль «Москвич», который они называют самым красивым и любимым до сих пор, хотя с тех давних времен поменяли уже не одну машину. Они были романтиками и окружены друзьями. Пять-шесть семейных пар по выходным срывались с места и ехали по Уральским горам в поисках приключений. Часто приходилось ночевать прямо в машине в лесу, но от этого было еще интереснее. 
Понятно, что, говоря о такой активной жизни Нурании Зиятдиновой, нельзя не рассказать, как она смогла встать на обе ноги. Тема протезов, как правило, идет отдельной строкой для людей с поражением опорно-двигательного аппарата. 
Первый протез у нее появился в 1977 году. Тяжелый, деревянный, неподъемный… Боль и кровь… - и какие силы были нужны, чтобы все это перенести, пережить… 20 лет, пока не появились протезы нового поколения, так называемые вакуумные, она носила на талии бандаж, который держал этот тяжеленный протез…  А еще, чтобы получить его, нужно было по три месяца лежать в больнице, где тебе его долго вытачивают и подгоняют. А дома дочка-школьница и муж без твоей заботы и внимания. А еще страшные фантомные боли, которые штопором буравят то одну, то другую часть несуществующей ноги, когда хочется броситься с балкона вниз головой…
И вот в 1993 году Нурание Зиятдиновой и еще десятку инвалидов привалила удача. Профсоюз нефтяной и газовой промышленности отправил бесплатно протезироваться своих работников в Лондон. И через две недели Нурания Вафиевна танцевала впервые после ампутации на своем новеньком протезе на глазах у изумленных английских врачей. Это был ее первый вакуумный протез.
А потом эту счастливую эстафету подхватило Казанское ООО «Реабилитация инвалидов» (РИН), которое изготавливает такие же легкие и удобные протезы.  «Я узнала о РИНе как раз из газеты «Выбор» в 1999 году, - рассказывает Нурания Вафиевна, - и уже 15 лет заказываю протезы только у них. Там работают профессионалы своего дела, такие как главный врач Владимир Борисович Козлов, директор Владимир Николаевич Суворов, да и все, кто там трудится. Здесь с тобой обращаются как с родным человеком: внимательно выслушают и сделают все, чтобы ты остался довольным не только самим протезом, но и тем, как тебя обслуживали».
На Севере семья задержалась на долгих 23 года. Там и дочь выросла, и уже сама стала мамой двоих детей - любимых внуков Нурании Вафиевны, в которых она души не чает. Жизнь разбросала их по разным городам. Нурания и Раис Зиятдиновы вернулись в родную Бугульму, дочь с мужем и двумя детьми перебрались в Казань. 
Однако одинокими себя родители не чувствуют. У них дома бывает много родных и друзей, для которых их дом всегда открыт. У них есть дача, которую они обожают и выращивают там рекордное количество овощей и фруктов. Кстати, это не удивительно, если на Севере они на своем садовом участке в сезон собирали по 7 ведер клубники, 25 - помидор, мешками морковь и картофель. А уж цветами было украшено каждое свободное пространство! Как дома, так и на даче у них всегда собираются гости, часто приезжают дети и внуки - одним словом жизнь кипит!
Но даже зимой, когда никого нет, и они остаются одни, им не скучно. Сначала Раис сходит в магазин или на рынок за продуктами, потом Нурания приготовит вкусный обед,  потом она сядет за свою любимую вышивку, а потом они с мужем идут на ежевечернюю прогулку. «Вот так я и живу, превозмогая боль, - говорит на прощание Нурания Вафиевна, - и в этом мне помогают мои дети, внуки и, конечно, муж Раис, которого я до сих пор люблю». 
Миляуша САЛИМЗЯНОВА
Категория: Интересные люди | Просмотров: 2828 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика